15 мая в Госдуме законопроект о контрсанкциях был принят в первом чтении. Предполагается дать правительству право ограничивать или полностью запрещать ввоз продукции или сырья из «недружественных» стран. Как это отразиться на рынке сельского хозяйства? Об этом рассказал корреспонденту «ФедералПресс» исполнительный директор Национального Союза производителей молока Артем Белов:
«Принятие этого закона не ограничивает автоматически поставки из США и других стран продукции. Он только наделяет исполнительные органы власти возможностью предпринимать подобные шаги. Но при этом, конечно, закон несет в себе определенные риски. Прежде всего, они связаны с поставкой генетического материала. В молочном секторе мы сильно зависим от поставок бычьей спермы из США. Кроме того, значительная часть сельхозтехники также приходит из Северной Америки. Объемы поставок составляют более 160 млн долл, еще на 102 млн дол мы закупаем тракторов . Кроме того, введение контрсанкций может серьезно отразиться на растениеводстве. Например, на производстве подсолнуха. Здесь мы также зависим от импорта семенного материала. Это порядка 133 млн долл. за 2017 год.
Что касается США, то я не думаю, что для них потеря российского рынка будет что-то значить. Хотя наше сельское хозяйство и развивается динамично, но мы не единственные в мире, куда американцы продают свой семенной материал и сельхозтехнику.
Вообще не думаю, что говоря про российские контрсанкции, нужно в первую очередь иметь в виду сельское хозяйство. Есть еще больше десятка отраслей, по которым бы могли быть введены ответные ограничения. Например, это металлургическая отрасль, производство титана, производство ракетных двигателей, фармацевтика и так далее.
В любом случае, если мы имеем в виду худший вариант развития событий, то есть США запретят продавать нам указанную продукцию, то мы сможем найти альтернативы в мире. Это может быть та же самая Канада, Австралия, страны Евросоюза. При этом, я все же думаю, что не стоит рубить сгоряча. Так или иначе, но именно в Северной Америке генетический материал для животноводства один из самых лучших в мире. И если мы так просто откажемся от него, то можем подорвать свои же конкурентные способности, ведь за переключение на других поставщиков придется заплатить бизнесу. Нужен очень деликатный подход».