Челябинску в ближайшие два года пророчат серьезные преобразования: появятся новые красивые здания, будут отремонтированы дороги, реконструирован аэропорт. Одна из самых противоречивых тем – это именно дорожная инфраструктура, и прежде всего инициатива местной администрации построить подземные переходы. По задумке властей, это позволит сократить пробки в центре города, а также благоприятно скажется на безопасности пешеходов. Своим экспертным мнением о развитии комфортной и безопасной городской среды поделился урбанист Лев Владов:
«К идее строительства новых подземных переходов я отношусь исключительно отрицательно. Я вообще не понимаю, почему мы в 2018 году говорим об идеях строительства новых подземных переходов, когда мы, наоборот, должны закапывать существующие. У нас есть опыт развитых городов, которые уже прошли путь Челябинска, – вначале увлеклись политикой автомобилизации, расширяя дороги, строя развязки и переходы. Но сейчас они делают все наоборот: сужают дороги, выжимают автомобили, развивают общественный транспорт, кладут трамвайные пути.
Существующие сегодня подземные переходы – это мерзость запустения и разруха. Ступеньки развливаются, люди падают, ломают конечности. Мне стыдно за мой город. Челябинцы не заслужили такого отношения к себе.
В XXI веке выживут города, ориентированные на людей. Подземные переходы – инфраструктура, ухудшающая жизнь. А еще у нас 30 процентов маломобильных людей, тех, кто не сможет без проблем ходить по ступенькам.
Считается, что большое количество надземных и подземных переходов снижает количество ДТП с участием пешеходов. На самом деле, нет. В тех местах, где есть подземные и надземные переходы, количество ДТП с участием пешеходов значительно выше, чем на других участках дороги. Это объясняется тем, что ради сокращения пути и нежелания лишний раз преодолевать десятки ступеней, пешеходы перебегают дорогу в неположенных местах, где водители не ожидают появления людей на дороге.
Думаю, конфликт интересов между водителями и пешеходами – это надуманная проблема. Нет никаких конфликтов, есть куча людей, которые не думали о проблеме и 5 минут, но рассуждают о ней. Нужно ставить вопрос по-другому: как сделать так, чтобы любой горожанин чувствовал себя счастливо. Коэффициент автомобилизации в России – 30 процентов. Каждый является пешеходом. Если автобус перевозит в сто раз больше людей, значит, у него должно быть в сто раз больше места на дороге. Вот и вся арифметика гражданского общества, где права человека стоят на вершине.
Что касается взаимоотношений с администрацией Челябинска, то могу сказать, что пока никаких предложений от мэрии не поступало. Но я уверен, что осознание того, что перемены необходимы для выживания города, скоро дойдут и до самого верха. В этом году область стала показывать убыток населения. Это катастрофа. Я напрямую связываю это с качеством городской среды и экологией.
Городская среда определяет бытие. Качество пешеходной инфраструктуры определяет развитие малого бизнеса. Эмоции, которые дает город, определяют желание молодежи остаться или уехать навсегда. Теряя молодежь, теряем экономику. Все взаимосвязано.
Не нужно ничего придумывать. Нужно смотреть на опыт других городов и учиться на чужих ошибках. Пока что, насколько я вижу ситуацию, мы собрались стать практическим пособием по городским градостроительным ошибкам. Это грустно, и я пытаюсь это остановить».
Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин.