Top.Mail.Ru
Экономика
Республика Крым
0

«Часть крымских властей все еще работает по-украински, то есть, по-разгильдяйски»

Руководство Крыма намерено провести масштабную реконструкцию дорог полуострова. Стоимость работ до 2024 оценивается в 150 млрд рублей. В республиканском бюджете есть всего лишь 25 млрд. Недостающие средства власти полуострова намерены получить в виде федеральной поддержки. Знаток «Своей игры» Анатолий Вассерман считает, что проведение глубокой реконструкции дорожного полотна на полуострове позволит значительно развить инфраструктуру полуострова, но сомневается, что работы будут выполнены в указанный срок:

«Крымское дорожное хозяйство еще в украинские времена было катастрофически запущено. Бывая на полуострове еще в украинское время, я часто говорил – после одесских дорог московские кажутся ровными, а после крымских дорог ровными кажутся одесские. И действительно, на приведение в порядок дорожной сети Крыма требуются громадные средства. Именно потому, что на протяжении четверти века в это дорожное хозяйство не вкладывалось ни гроша.

Общая протяженность крымских автомобильных дорог составляет порядка 15 тысяч километров. Российским нормативам сейчас соответствует всего 3 тысячи километров дорожного полотна. Это около 20 %. С одной стороны это говорит, что на приведение в порядок дорожного полотна в Крыму нужны значительные средства. С другой стороны это показывает нераспорядительность местных властей. Значительная часть уже выделенных средств не расхищена, как многие считают, а просто никак не использована. Разнообразные проверки федеральных ведомств это подтверждают.

Решающую роль здесь играет не коррупция, а просто неумение толком организовать рабочий процесс. Поэтому дорожные работы в Крыму очень сильно затянуты и очень плохо организованы. Следует отметить, что в дорожном строительстве, как и в любом строительстве, проявляется такая тенденция, что чем дольше затягивается работа, тем дороже она в конечном счете будет стоить.

Бывая в Крыму уже сейчас, я вижу, что для обустройства дорог многое делается. Но я очень сомневаюсь в том, что это обустройство будет проведено в разумные сроки именно потому, что значительная часть крымских властей все еще работает по-украински. То есть по-разгильдяски.

Поэтому я считаю, что запрос в 150 млрд рублей адекватен и справедлив, но я сомневаюсь, что эти средства будут использованы в разумные сроки. Отдельно хочу отметить, многие сейчас стали сравнивать запрошенные крымским руководством средства со стоимостью строительства трассы «Таврида». Хочу напомнить, что протяженность «Тавриды» составляет порядка 253 километров, в то время как общая протяженность дорожного полотна полуострова – боле 15 тысяч километров. Если сравнивать не только стоимость, но и объемы работ, то разница становится очевидна. К тому же хочу сказать, что самая дорогая часть дорожного строительства это не покрытие, а так сказать, фундамент. Сюда входит и выравнивание рельефа по трассе, и отсыпка «подушки» щебнем различной фракции и другие земляные работы. Так вот, при реконструкции эти работы нужно выполнять в минимальных объемах. Где-то дорога просаживается, и нужно подсыпать, где-то размывается подушка, но все равно это значительно дешевле нового строительства. Поэтому одна и та же сумма на пару сотен километров нового строительства и на полтора десятка тысяч километров реконструкции это вполне адекватные цифры.

Что касается первоочередности таких работ, то тут дело в формировании инфраструктуры. Инфраструктура – это ключевая часть любого хозяйства. При этом вложения в инфраструктуру должны быть, в первую очередь, государственные. Потому что непосредственная прибыль от инфраструктуры не велика. Даже если сделать эти дороги платными, то доход непосредственно от платы все равно будет не велик. Главное, что обеспечивает инфраструктура, это развитие всего остального хозяйственного комплекса. Поэтому вложения в инфраструктуру требуют затрат от государства, поскольку напрямую их окупить довольно трудно. Но эти затраты многократно окупаются с развитием возможностей хозяйства, опирающегося на нее.

В свое время мы с коллегами провели исследования и даже написали несколько статей, где доказали, что развитие инфраструктуры может сформировать такое развитие хозяйства, при котором экономические предпосылки к политическим потрясениям просто исчезнут».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.