Рыбохозяйственная отрасль России выводится на новый уровень. В августе федеральное правительство выпустило распоряжение, которое, по мнению экспертов, «взрывает законодательные основы рыбохозяйственного комплекса страны». Специалисты обеспокоены последствиями изменений, внесенных кабмином, и прогнозируют банкротство крупных предприятий на Дальнем Востоке. Своим экспертным мнением с «ФедералПресс» поделился президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, кандидат экономических наук Герман Зверев:
«До начала 2000-х изначальный производственный ресурс отрасли (квоты на вылов) распределялся как бы бесплатно – на самом деле ежегодно коррупционную ренту собирали с рыбопромышленников чиновники региональных властей и отраслевого регулятора. В 2001 году по предложению Германа Грефа денежные потоки, ранее подпитывающие теневую финансовую гидропонику, потекли по другим каналам: рыбопромышленники стали платить за квоты официально и сразу в федеральный бюджет, на специальных аукционах. За три года аукционы показали неплохую фискальную эффективность – около 50 млрд рублей (в ценах 2001 года), но мало способствовали инвестициям в отрасли. Поэтому в 2003 году по итогам заседания президиума Госсовета во Владивостоке был сделан вывод о нецелесообразности взимания природной ренты с рыбопромышленников до наделения их квотами и о целесообразности взимания природной ренты с рыбопромышленников после наделения их квотами.
Так появились «скрепы» российской рыбной отрасли: «исторический принцип» (наделение квотами в соответствии с промысловой историей, т.е. фактическим выловом предприятий в 2001-2003 годах) и сбор за пользование водными биологическими ресурсами (аналог природной ренты в рыбной отрасли).
В 2015 году при подготовке заседания президиума Госсовета установленные в начале нулевых «скрепы» были поставлены под сомнение Федеральной антимонопольной службой, которая предложила вернуться к аукционам на продажу квот на добычу водных биоресурсов. Однако одинокий голос ФАС не поддержали и были приняты другие решения. Во-первых, не просто сохранить «исторический принцип» при распределении квот, но продлить срок действия соответствующего договора с десяти до пятнадцати лет. Во-вторых, кардинально увеличить величину изымаемой в бюджет природной ренты.
В соответствии с распоряжением правительства №1697-р поручено подготовить поправки в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которые отменяют действующий порядок закрепления квот на вылов крабов. Это означает отъём половины бизнеса у российских рыбопромышленных предприятий, ведущих промысел крабов.
Отъём бизнеса у предприятий, которые получили право на добычу (вылов) крабов либо в ходе всеобщих отраслевых аукционов, происходивших в 2000-2003 гг., либо в ходе специализированных аукционов, происходивших позднее, и уже заплатили свыше 1,5 млрд долларов.
Предложение вывести даже один вид водных биологических ресурсов – крабов – из сферы регулирования статьи 31 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», отказав соответствующим пользователям в продлении договоров о закреплении долей квот после 31 декабря 2018 года, будет иметь ряд социально-экономических последствий. Во-первых, это повлечет отмену контрактов на строительство семи рыбопромысловых судов на судостроительных верфях Дальнего Востока на общую сумму свыше 12 млрд рублей и соответствующие финансовые потери для судостроительных предприятий. Во-вторых, приведет к дефолту шести рыбопромышленных предприятий Дальнего Востока по кредитным договорам на общую сумму свыше 12 млрд рублей. В-третьих, повлечет сокращение налоговых поступлений (как от рыбопромышленных, так и от судостроительных предприятий) в бюджеты прибрежных регионов (в первую очередь, НДФЛ и налог на имущество) – не менее 9-10 млрд рублей в год.
Отмена базового принципа Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» будет иметь и долгосрочные последствия в период 2018-2020 гг. Это приведет к существенному снижению доверия бизнеса к стабильности законодательных основ и сократит прогнозируемый Росрыболовством совокупный объём инвестиций с 180 млрд рублей до 30 млрд рублей. Повлечет необходимость мобилизации финансовых средств предприятий в целях участия в аукционах затормозит прирост заработной платы в отрасли, что негативно повлияет на бюджетный потенциал прибрежных регионов (в 2015-2016 годах поступления рыбопромышленных предприятий по НДФЛ и ЕСН составили свыше 36 млрд рублей, увеличившись вдвое).
Отказ в перезаключении договоров о предоставлении права на добычу (вылов) крабов кратно повысит показатель кредитного риска при кредитовании рыбопромышленных предприятий отечественными финансово-кредитными учреждениями, сократит кредитование не только инвестиционных проектов, но и текущей хозяйственной деятельности предприятий. Применение аукционов в качестве основного способа предоставления права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов резко сократит горизонт планирования и значительно усилит у значительной части бизнеса мотивацию «жить сегодняшним днём», мотивацию скорейшего получения сверхприбылей (в том числе за счёт браконьерского промысла).
Основные экономические результаты введения всеобщих крабовых аукционов проявятся в совокупных экономических потерях (хозяйствующих субъектов и прибрежных регионов), которые уже в 2018 году могут составить порядка 50 млрд рублей, в период до 2020 года – свыше 250 млрд рублей.
Повторное введение крабовых аукционов приведёт к снижению валовой добавленной стоимости в рыбной отрасли и смежных отраслях на 300 млрд рублей в период с 2018 по 2020 годы, а фактическая бюджетная эффективность аукционов (с учётом выпадающих налоговых доходов) составит не более 90 млрд рублей.
Рыбаки предлагали другой вариант – повышение природной ренты в рыбной отрасли. Мы понимаем, что действующая система налогообложения в отрасли устарела. Кто мешает изменить налоговую систему в отрасли? Мешают ведомства. Вот уже почти год вязнет в межведомственном согласовании законопроект, который кратно увеличивает размер природной ренты в рыбной отрасли.
В настоящее время сбор за пользование водными биологическими ресурсами (аналог природной ренты в отрасли) для крабовиков не превышают 300 млн рублей. Законопроект предусматривает увеличение природной ренты для рыбной отрасли с 2 млрд рублей в год до 15 млрд рублей в год. Много это или мало? Это сопоставимо с природной рентой для металлургических компаний. В 2017 году металлургические компании, совокупная выручка которых превысила 1,5 трлн рублей, заплатили в виде НДПИ 70 млрд рублей – 4,6% от выручки. Прогнозируемая выручка рыбодобывающих компаний в 2019-2020 годы составит 350-400 млрд рублей, а повышенный сбор за водные биоресурсы (аналог НДПИ) составит 14-15 млрд рублей (3,5-4%). С учётом других видов налогов и социальных платежей ежегодная налоговая отдача рыбной отрасли составит почти 60 млрд рублей (15-17% от выручки).
К сожалению, законопроект о повышении природной ренты в рыбной отрасли тормозится, вместо этого готовится другой законопроект – о разрушении законодательных основ в отрасли для «вхождения новых игроков». «Новым игрокам» совершенно некстати повышение природной ренты – им ведь кредиты на аукционы придётся отбивать. Выбор у кабмина небольшой: либо государство сохраняет стабильность в отрасли и получает в течение срока действия квот свыше полутора триллионов рублей бюджетных доходов и несколько тысяч рабочих мест в судостроительной отрасли, либо получает в 2019 году около 90 млрд рублей и обвал судостроительных предприятий Дальнего Востока.
Что выберет правительство?».
Фото: сайт ВАРПЭ