Центр защиты прав и интересов детей при Минпросвещения разработал методические рекомендации для школьных учителей, разъясняющие, какие признаки в поведении ученика могут указывать на него как на будущего преступника. Согласно документу педагогам нужно насторожиться, если ребенок до восьми лет проявляет чрезмерное упрямство, вспыльчивость, открытое непослушание, оставляет в тетради подозрительные рисунки и тексты, проявляет интерес к оружию, а с восьми лет прогуливает уроки, обманывает взрослых, употребляет алкоголь и тому подобное. Глава самарского департамента образования Лилия Галузина считает, что такие рекомендации могут принести пользу, но относиться к ним нужно не механически:
«По моим наблюдениям, уровень открытой агрессии в среде школьников в последние годы не вырос, хотя и создается обратное впечатление. Информационное общество сегодня устроено так, что все громкие случаи в школах моментально придаются широкой огласке. Однако увеличивается уровень латентной агрессии в интернет-сообществе, в социальных сетях. И помимо родителей, которые должны быть в курсе, с кем общается ребенок, педагогам тоже нужно интересоваться своими учениками. Не случайно сегодня большинство педагогов проводит работу в соцсетях, в том числе учителя пенсионного возраста.
Нехватка школьных психологов ни для кого не секрет. И хорошие методические рекомендации, составленные профессиональными психологами, не помешают. Но нужно понимать, что речь не об обязательных для выполнения инструкциях. Это инструмент, которым одни воспользуются, а другие – нет. Рекомендации, возможно, помогут начинающим учителям, в то время как опытные работники образовательной сферы применяют собственные подходы. Да, одна из задач педагога – отслеживать новые методики воспитания и общения с детьми. Главное – не применять предложения Центра защиты прав и интересов детей механически. Любая на первый взгляд полезная информация, накладываясь на личность ребенка, может иметь обратное действие.
На ребенка ни в коем случае нельзя вешать клеймо. Порою репутация, закрепившаяся за учеником в младших классах, преследует его до выпуска. Вещи, которые замечает в ученике педагог начальной школы, действительно иногда проявляются и в дальнейшем. Но и меняются дети часто. Бывает, что характеристики педагогов начальных классов на учеников не работают в среднем звене. Знаю это как учитель и директор школы со стажем.
В хороших школах будущих преступников среди учеников начальных и средних классов не выискивают. Часто хулиганское поведение – это вопрос темперамента, черты характера. Многие хулиганы бывают более чистыми нравственно, чем послушные дети. И мастерство учителя в том, чтобы понять, что стоит за послушным поведением, а что – за хулиганским поступком ребенка. И ни в коем случае не соединять веселый нрав и желание выделиться с моральным уродством».
Фото:samadm.ru