Портал Superjob опубликовал результаты опроса россиян о возможностях для построения карьеры в своих городах. На последней строчке вместе с Омском оказался Тольятти. В удачные служебные перспективы там верят 16 % населения, а 65 % горожан уверены, что добиться карьерного успеха в Автограде невозможно. О том, почему эти цифры верны, рассуждает тольяттинский социолог Сергей Дьячков:
«Опубликованные результаты опроса похожи на правду. Основная часть тольяттинцев, действительно, не видит карьерных перспектив в своем городе. Ведь что такое карьера? Прежде всего, это хорошее образование. Думаю, Тольяттинский государственный университет предоставляет необходимую базу будущим кадрам, но остальные местные институты в этом отношении не блещут.
Далее – разнообразие предложений. У нас его тоже не наблюдается. Основные места работы в городе составляют химические заводы, где люди держатся за свои должности и куда вряд ли попадет молодой специалист. И, конечно же, АвтоВАЗ. Требуются ли туда работники вообще, неизвестно. Кажется, автовазовцев чаще сокращают, чем набирают. Остальные бизнес-структуры Тольятти, начиная с 2012–2013 годов терпели трудности, ужимались и умирали.
В итоге работникам, прежде всего начинающим, некуда податься в Тольятти. Мы видим это и понимаем, почему люди уезжают отсюда. За 2017 год население города уменьшилось на 3,5 тыс. граждан. И я уверен: эти цифры занижены – покидая свои места жительства, многие не меняют регистрацию и числятся по прежним адресам.
Тольятти называют второй столицей региона, но проблему занятости здесь не решают. Этот город давно перестал быть стратегически важным, а стало быть, и интересным государству с точки зрения организации рабочих мест. Может быть, он и остался автомобильной столицей России, но в такой столице сегодня никто не нуждается. Многие иностранные фирмы и без того самостоятельно осуществляют сборку автомобилей в разных городах страны.
Слово «стратегия» сегодня вообще малоприменимо в условиях, когда вокруг процветает лишь частный бизнес, который нацелен только на прибыль. Волжский автомобильный завод не блещет прибылью, а прибыль химических предприятий распределяется среди собственников. Понятно, что частные предприятия не пытаются удержать людей в городе, создать научные и промышленные кластеры.
Кроме того, что экономика Тольятти разорена, у него всегда была другая проблема – это тупиковый город. Здесь нет железнодорожного выхода, свободного транспортного выхода, потому как выезд через плотину Жигулевской ГЭС почти всегда сопровождается пробками. Когда-то положение спасал водный транспорт, но и он приказал долго жить. Если транспортное развитие в городе когда-нибудь произойдет, к примеру, построят долгожданный мост через Волгу в Тольятти, может быть, он очухается – другого слова я не нахожу. Но, боюсь, к этому времени от города останутся только рожки да ножки».
Фото из архива Сергея Дьячкова