В результате бойни, устроенной керченским стрелком, погиб 21 человек. Прошли похороны, а государство заявляет о необходимости проверки всех школ, создании антитеррористических комиссий. Однако эксперты до сих пор не сошлись во мнении о причинах произошедшего. Политолог, доцент Крымского университета имени Вернадского Сергей Киселев рассказал «ФедералПресс», что одной из причин мог стать изменившийся с советских времен вектор образования и воспитания молодежи:
«Воспринимать произошедшее можно только в качестве серьезного шока для общества. Многие не понимают истинных причин, истоков произошедшего. А многие понимают, поэтому высказывают достаточно радикальные суждения о состоянии общества, о системе образования, об ориентирах, на которые надо направлять молодежь.
Такого никогда в Крыму не было. В России тоже, если говорить о масштабах, количестве жертв. Я не думаю, что восприятие на полуострове чем-то отличается от восприятия в других регионах. Хотя именно концепцию этого отличия пытаются нам навязать из-за границы. Нам начинают говорить о том, что когда Крым был Украиной, такого не было и быть не могло.
Да, такого не было, но то, что такого быть не могло, – большой вопрос.
Причин произошедшего могло быть много, но некоторые выводы можно сделать исходя из той информации, которая есть в общем доступе. Это связано с особенностями психологии одного конкретного человека, который таким образом показал отношение к тому, что его окружает. Способ решения своих проблем увидел именно в таком ключе. А это говорит о том, что система воспитания полностью разрушена и не работает.
У нас проблема с педагогикой средней школы, высшей школы, где о воспитании уже совсем забыли. У нас хотят перекладывать ответственность на психологов, специалистов по антитеррору. Но ведь самое главное – личность преподавателя и личность ученика.
И вот когда у нас преподаватель будет личностью, когда он будет занят формированием личности ученика, тогда не возникнет условий для подобных происшествий. Когда идет непрерывный педагогический процесс, не привязанный к определенным датам или планам, когда этот процесс осмыслен и вписывается в государственную идеологию, в формирование государства.
А у нас хаос, а главные цели индивидуалистические. Повторяют слова Солженицына: «Умри ты сегодня, а я завтра». Тогда эта личность ставит себя в центр вселенной, заставляет все вращаться вокруг себя. И если эта личность обиделась на вселенную, то она считает, что вселенную можно уничтожить. В нашем случае личность уничтожила 21 индивидуальную вселенную, а это, конечно же, шок для общества.
Из состояния этого шока надо выходить не просто усилением мер охраны, а, прежде всего, серьезным пересмотром системы воспитания в наших учебных заведениях. Не бумаги надо плодить бесполезные, никому не нужные, с отчетами. Не показатели нужно придумывать, которые потом формально заполняются на бумажках, а заняться живой работой.
Разгрузить преподавателя, расширить сферу его педагогической деятельности.
Я, может быть, скажу немного цинично. Я за всех не могу говорить, но трагедиями нас уже не удивишь. При этом мое отношение к ней было бы аналогичным, даже если бы она произошла, не дай бог, в Иркутске, или на Чукотке, или еще где. Пока радует одно: нет свидетельств о том, что это террористический акт. Тогда была бы совершенно другая реакция. У нас тут логический сбой конкретного человека.
Что будет с полуостровом дальше? Такая человеческая память, пройдет время. Останется память, а шок пройдет. Если не будут приняты государственные меры, то всегда будут условия для повторения таких трагедий. Дело ведь не в Крыму. Сегодня Керчь, завтра может быть что-то другое. При этом можно сказать, что Керчь была завтра, так как до нее было еще несколько таких трагедий. Просто там не было такого количества жертв.
Это сигнал к тому, что пора что-то менять. Может быть, возвращаться к тому, что было у предшественников, к системе советских времен. Этим надо заниматься постоянно. И управлять здесь должны не «эффективные менеджеры», которые пришли непонятно откуда, а специалисты, которые знают и понимают современный учебный процесс. И нужна воспитательная работа».
Взрыв в колледже в Керчи