На этой неделе обсуждается инициатива об изъятии невостребованных банковских вкладов в пользу государства. С идеей выступил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. В случае принятия такого закона клиенты, годами не интересующиеся судьбой своих денег, рискуют их лишиться. Кого может коснуться новшество и как этот вопрос решается за рубежом, рассказал директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков:
«С 1 января 1991 года советское правительство под руководством Павлова провело заморозку вкладов в Сбербанке. Люди лишились доступа к своим деньгам. Дальше случилась гиперинфляция 1992–1993 годов, обвал курса рубля. В банке были разные вклады, включая небольшие. И зачастую людям лень тратить время и силы на то, чтобы эти вклады себе вернуть, и они остаются на балансе у банков. А эти вклады так или иначе надо обслуживать, в связи с этим банки несут определенные издержки.
Возникает вопрос: что с этими вкладами делать? С точки зрения права собственности они неотчуждаемы. Они должны быть в собственности владельца. Проблема есть, ее бессмысленно отрицать. Что собираются сделать с этими вкладами у нас, я не знаю. Могу только напомнить, что в таких случаях делается в США. Если там на счете в течение двух лет нет движения, банк вас ищет, пытается сказать: вы либо вкладом пользуйтесь, либо деньги свои заберите. Если в течение некоторого времени никакого ответа не приходит, деньги забираются в казначейство штата, но любой гражданин имеет право написать бумагу и вернуть их себе. Таким образом, мы снимаем проблему с банка, но не нарушаем право собственности.
С моей точки зрения, совершенно разумно у нас было бы эту проблему решить аналогичным образом. Сделать так, чтобы банк попытался найти владельца вклада либо его наследника, если он существует. Если это не получается, то на эти деньги можно было бы купить те же облигации федерального займа, при этом опубликовав общий список всех владельцев такого вклада. Тогда любой может открыть реестр, посмотреть, есть ли там его вклады, и если есть, написать заявление на возврат. Вложение в ОФЗ позволит сохранить эти деньги: они не обесценятся от инфляции, потому что с облигаций идет процент.
Это один из вариантов решения. В Швейцарии, например, поиск владельцев начинается через 60 лет после последней операции по вкладу, а дальше предпринимаются похожие действия.
Вклады Сбербанка – это основная группа невостребованных вкладов, но есть и другие. Например, те, о которых граждане просто забыли. Или, например, кто-то умирает, а его наследники не вступили в права, потому что не знали о существовании этих вкладов. Это ведь еще одна проблема – если кто-то спрятал депозитные договоры, узнать о наличии вкладов у человека невозможно. Для этого должен быть создан реестродержатель вкладов, к которому могли бы обращаться граждане в случае необходимости. Лучше бы Госдума занялась сначала этим вопросом».