23 ноября – день «черной пятницы», когда магазины, от детских товаров до электроники, предоставляют скидки на большинство товаров. Заокеанская акция за несколько лет успешно адаптировалась в России. По мнению заместителя исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Владимира Ионкина, в «черной пятнице» есть как положительные, так и отрицательные последствия для отечественного ретейла. Об этом Ионкин рассказал для «ФедералПресс» в рубрике «Экспертное мнение»:
«Могу как эксперт констатировать, что если повсеместно устраивается «черная пятница», то реально скидки есть. Где-то больше, где-то ниже. С электроникой особо больших скидок ждать не стоит, потому что она не может быть ниже определенной цены. Иначе уйдет в убыток – маржинальность не такая высокая. Да, есть и те ретейлеры, кто торгует электроникой «за углом» и предлагает солидные скидки, но там есть вероятность, что это не будет тем товаром, который нужен конкретно вам. Имею в виду несоответствие сертификатам и прочие «сюрпризы».
Если судить по потребительскому интересу, то феномен «черной пятницы» полностью адаптировался у нас. Кое-кто готов ждать целый год, лишь бы купить товар по более низкой цене, чем обычно. Тем более что наша непростая экономическая ситуация этому способствует. Да и анонсированная реклама промоакций идет массово.
Здесь важно отметить, что в части популярности «черная пятница» обогнала скидки в предновогодние дни. Это, кстати, сформировало одну интересную тенденцию современности, которой уже несколько лет. Раньше покупатель отдавал предпочтение одной сети по продуктам и непродуктовым товарам. Сейчас потребитель больше ходит по промоакциям, нежели по магазинам с определенными названиями. Ориентирован наш потребитель на минимальные цены и запросто может колбасу купить в одном магазине, а овощи и фрукты – в другом.
С точки зрения потребителя все это хорошо и прекрасно, но если посмотреть с позиций торговых сетей, то все плохо. Потому что погоня за дисконтом ведет к потере прибыли. Сейчас очень высокая конкуренция за потребителя, отсюда и пошли все эти промоакции. Раньше были только предновогодние скидки, а теперь сколько разных скидочных кампаний до Нового года? Сплошной нон-стоп по разным категориям, в разных магазинах и в разное время. Да, сохраняется та прослойка потребителей, кто готов посещать конкретный магазин или верен конкретному бренду даже с переплатой, то кошелек не у всех толстый, поэтому логично, что большинство ориентируется на промоакции и «черную пятницу».
Фото: РИА «Новости» / Нэнси Сисель.