Недавний социологический опрос показал, что почти половина жителей Нижегородской области не знает о предстоящих с 1 января 2019 года изменениях в порядке обращения с бытовыми отходами, о том, что с нового года начнут работать региональные операторы, за услуги которых придется платить. Однако так называемая мусорная реформа обсуждается не первый год, при этом в распоряжении граждан – масса каналов получения информации. Однако на деле получается, что значительная часть людей оказывается не в курсе принятых властями решений, которые касаются непосредственно их и их кошельков. И, вероятно, это можно сказать не только о мусорной реформе. Социолог Александр Прудник поделился с «ФедералПресс» своим мнением о том, в чем причина неинформированности граждан:
«Когда по некоторым важным вопросам спрашивают мнение населения, как они к ним относятся, приходится постоянно сталкиваться с тем, что значительная часть ничего не знает о тех проблемах, которые являются для них жизненно важными. И встает вопрос, с чем это связано и как такое может быть, что граждане порой не информированы о том, что непосредственно касается их жизни.
И в данном случае о мусорной проблеме. На самом деле она сотрясает многие регионы страны, а в некоторых случаях вызывает настоящий политический кризис. Но при этом удивительная вещь: за пределами регионов, непосредственно затронутых мусорным кризисом, ситуация такова, что кажется, что это никого не интересует. Хотя на самом деле информации об этой проблеме достаточно. Особенно много ее распространяется по социальным сетям и сайтам.
Встает вопрос: почему эта информация проходит мимо большинства людей? Особенность интернет-каналов заключается в том, что они не являются универсальными. Интернет-ресурсов много, но они ориентированы на отдельные группы населения, и их воздействие на общество носит фрагментарный характер. У нас есть только по-настоящему универсальный источник информации, после которого любая информация попадает в фокус общественного внимания, – телевидение. Если в информационной программе проблема будет поднята, ее какое-то время будут обсуждать. Но опять-таки новость, которая непосредственно не затрагивает каждодневную жизнь человека, живет недолго. Чтобы она продержалась, ее нужно постоянно возобновлять.
Надо понимать, что общество устроено так, что если проблема одних регионов или одной части общества непосредственно не затрагивает других, для него она малозначима до тех пор, пока не коснется его.
Почему общество не реагирует, например, на повышение платы за вывоз мусора? Общество демонстрирует поразительное безволие. Недовольство всеми этими процессами накапливается и растет. Прямого сопротивления нет только по одной причине – уровень организации общества крайне низкий. Никто не верит, что мнение людей может пересилить принятые административные решения. Из-за этого в обществе накапливается пассивность, но это не пассивность равнодушия, а негативная пассивность. Когда-нибудь это обязательно объявится, возможно, по самому неожиданному вопросу, к которому не имело отношения».
Фото: apn-nn.ru / Вячеслав Сенников.