Top.Mail.Ru
Общество
Россия
0

«Государство должно увеличить субсидии на оплату коммунальных услуг»

Новый год – новые затраты. С 1 января 2019 года в России возвращается старая схема изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан. Теперь корректировки будут производиться не один раз в год (с 1 июля), а каждые полгода (с 1 января и с 1 июля). Таким образом, к середине января россияне получат платежки, рассчитанные по новым тарифам (в феврале цифры еще изменятся исходя из потребленных электричества и воды в январе). В общем, снова придется затянуть пояса. Своим мнением об отечественной тарифной политике с «ФедералПресс» поделился председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты России, член наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ РФ Игорь Шпектор:

«С нового года вводятся новые схемы обращения с отходами. Конечно, в связи с этим будут изменения. Во-первых, изменится подход к оплате жителями услуг по вывозу ТКО. Если сегодня люди платят от квадратного метра жилой площади, то будут платить от числа проживающих. И это правильно, я боролся за это на каждом совещании: ведь на 50 кв. метрах может жить как пять человек, так и один человек, и он вынужден платить столько же, сколько пятеро, хотя производит меньше отходов.

Но сегодня важен другой момент: у нас как вывозили ТКО на полигоны, так и вывозят. А полигон – это та же свалка. Новые схемы обращения с отходами принимаются, а никаких новых технологий нет. Практически никто не производит сортировку, переработку. Тарифы же формируются исходя из полного цикла сбора и переработки. То есть сегодня накрутят тариф, основываясь на этом, а завтра начнет реально работать полный цикл, тариф будут повышать снова.

Надо признать, что Год экологии, который был в России, сорван в части обращения с отходами. Повторюсь: строительство полигонов – это не решение проблемы. Ведь ТКО состоят из твердых фракций и органики. Размещение органики на полигонах влечет засорение огромных площадей: все это идет в почву, загрязняет грунтовые воды и реки. Все это как было, так и есть. Отправляя на свалки 85–87 % отходов, мы продолжаем заражать атмосферу и окружающую среду в целом.

Поэтому очень важно, чтобы тарифные комитеты и губернаторы на местах не допустили ошибок, не подписали запредельные тарифы, потому что в большинстве своем как вывозили на полигоны, так и будут вывозить. С нового года появятся только операторы.

Что касается социальной нормы на электричество, то кому-то она принесет пользу, кому-то нет. Надо исходить из того, что на большинстве жителей эта идея скажется отрицательно. Ведь люди по-разному живут – объем потребленной электроэнергии разный у всех. И многим социальная норма не даст возможности жить, как они раньше жили, – им придется экономить. Только немногие с введением пониженного тарифа получат какую-то экономию.

В целом сказать, насколько сегодня коммунальные тарифы экономически обоснованы, сложно. Нереально ответить на этот вопрос. Очень часто тарифы занижены. Я вообще считаю, что беда нашего государства в том, что мы неправильно трактуем понятие тарифа. Тариф должен быть посчитан для каждого города, для каждого региона в соответствии с затратным механизмом. Когда мы слышим о банкротстве какого-то коммунального предприятия, это означает, что тариф для него был занижен. Взять Старый Оскол: я сам считал у них тариф (на воду. – Прим. ред.) – он был 18 рублей, а нужно было 39 рублей. Конечно, предприятие придет к банкротству.

Что же делать, когда тариф значительно выше? Государство должно компенсировать людям затраты. Скажем, сегодня субсидия предоставляется, если плата за коммунальные услуги превышает 22 % от дохода. А надо, чтобы предоставлялась уже при превышении 10–15 %.

Тариф должен соответствовать реальности. Нельзя огульно поднимать тариф, например, на 4 %. А если он изначально был принят неправильно, был занижен? Тогда эти 4 % ничего не дадут».

Фото: Евгений Поторочин (ФедералПресс)

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.