Top.Mail.Ru
Экономика
Россия
0

«В 2019 году нас ждет рост цены на топливо, который будет опережать инфляцию»

Нефть не зря называют «черным золотом» – сегодня борьба за нее развернулась не шуточная. Что нас ждет и какова сегодня ситуация на рынке – «ФедералПресс» рассказал экономист и публицист Роман Иноземцев:

«Когда меня спрашивают, что будет с ценой на нефть, то я задаю встречный вопрос: «С какой целью интересуетесь?» Если человеку интересна торговля фьючерсами на бирже, то ему стоит обратить внимание на одни факторы. Если же его беспокоит цена на бензоколонке, то нужно учитывать другие. Итак, по порядку.

Если мы говорим о биржевой цене на нефть, то нужно понимать, что уже давно цены на реальную нефть являются производными от производных (пардон за тавтологию) финансовых инструментов – фьючерсов на нефть. Объемы рынков фьючерсов на нефть в разы превышают объемы рынка физической, реальной, нефти, что, кстати, не мешает крупным нефтяным игрокам играть на бирже и пытаться оказывать влияние на настроение инвесторов, поставляя те или иные новости. Таким образом, цена на нефть находится в большей зависимости от погоды на финансовых рынках, и реальная нефтяная отрасль с реальной добычей. Переработкой и балансом спроса и предложения нефти является лишь одним из факторов настроения инвесторов, толкающего котировки фьючерсов вверх или тянущего вниз.

Что же касается реальной нефти, то здесь мы имеем неоднозначную ситуацию. В настоящий момент мировая экономика испытывает бурный рост. Причем, локомотивом этого роста являются США, которые при Трампе демонстрируют высокие темпы экономического роста. Плюс, с 2016 года действует сделка ОПЕК+ по сокращению добычи нефти. Все это привело к тому, что в 2017 году впервые за 4 года баланс спроса и предложения нефти в мире сдвинулся в сторону спроса: спрос стал превышать предложение.

У этой сделки есть один серьезный недостаток: в ней не участвует Америка, которая благодаря сланцевой революции в последние годы нарастила добычу и может побороться за первое место по объемам добычи нефти. Собственно, сланцевая революция стала одним из факторов снижения цены на нефть и до сих пор цены на нефть колеблются в коридоре между себестоимостью добычи сланцевиков в США (нижняя граница) и ценой, при которой запускается слишком большое количество скважин, что порождает предложение, давящее цену вниз. Таким образом, договорившись о сокращении добычи, ОПЕК и Россия оказали большую услугу американским сланцевикам, которые с радостью будут восполнять дефицит нефти, возникший из-за сделки ОПЕК+.

В декабре этого года данное соглашение было продлено, хоть и не без труда и на ближайшие полгода ситуация на рынке будет оставаться стабильной, а цена на нефть – комфортной для производителей. Тем не менее, нельзя забывать о США и Дональде Трампе, который будет стараться продавливать цену вниз: в Америке в 2020 году пройдут выборы и для действующего президента было бы желательно похвастаться в т.ч. снижением цен на бензин в Америке. Именно поэтому, США с высокой вероятностью будут оказывать давление на страны ОПЕК, как было в этом году.

Говоря о росте цен на топливо внутри страны, то ключевой фактор – это политика Минфина и ЦБ. Именно Минфин и ЦБ, а не нефтяники определяют цену на бензин.

Во-первых, через операции по закупке иностранной валюты для пополнения резервов в силу бюджетного правила и прочих инструментов, позволяющих оказывать влияние на курс доллара, изменяя таким образом рублевую цену на нефть.

Во-вторых, через налоги и сборы на нефть и нефтепродукты, размер которых привязан к рублевой цене на нефть. Это касается, прежде всего, НДПИ.

В-третьих, через акцизы, размер которых к цене на нефть не привязан. Речь идет, как о втором этапе налогового маневра, так и о повышении НДС. И если повышение НДС даст примерно 70 копеек к цене на литр топлива, то второй этап налогового маневра даст рост на 3 рубля за литр дизельного топлива и 4 рубля за литр автомобильного бензина ниже 5 класса. И хоть законом предусмотрен компенсационный механизм в виде т.н. «обратного акциза», поощряющего более глубокую переработку нефти, данный компенсационный механизм не позволит компенсировать все. Поэтому, причин для роста цен на бензин более, чем достаточно.

Что же касается попыток ограничить цены на бензин, то здесь нужно заметить, что нынешняя сделка по заморозке цен на топливо была заключена, когда цена на бензин была на верхних значениях, да и цена барреля в рублях оставалась высокой, хоть и уже не пиковой. Сейчас цена заметно снизилась, что дает некоторое пространство для маневра после 1 января и вселяет уверенность, что соглашение будет выполнено. Таким образом, до 1 марта цены цена на бензин будет расти на 1,7 % в связи с повышением НДС и на официальный уровень инфляции.

Сделано это с целью смягчить повышение акцизов с 1 января 2019 и пока конъюнктура этому благоприятствует. После 1 марта – вряд ли: могут начаться очередные санкционные истории, чувствительность к которым рубль продемонстрировал в 2018 году, плюс, не будем забывать о бюджетном правиле и закупках валюты, ну, и конечно, нельзя исключать, что нынешнее снижение цены на нефть может оказаться длительным, что станет еще одним фактором роста курса доллара и, следовательно, рублевой цены на нефть.

Таким образом, в 2019 году нас будет ждать рост цены на топливо, который будет опережать официальную инфляцию ЦБ. Правительство, естественно, постарается сделать этот рост плавным, без резких скачков. Получится ли у него – вопрос открытый. Так или иначе, автомобиль перестает быть просто средством передвижения и плавно становится роскошью, ведь его обслуживание дорожает быстрее, чем растут доходы населения. Радоваться этому могут лишь урбанисты, ратующие за развитие общественного транспорта».

Сюжет по этой теме
14 декабря 2018, 07:37

Новогодняя лихорадка: ключевые события – 2018 и вызовы-2019

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.