Иркутский губернатор Сергей Левченко на пресс-конференции заявил, что в нынешнем году, как и в предыдущие три, область «демонстрирует рост социально-экономических показателей», а также похвастался тем, что регион вошел в топ-10 по эффективности работы исполнительной власти. Выступление Левченко для «ФедералПресс» прокомментировал доцент нескольких иркутских вузов, кандидат экономических наук Анатолий Меркулов:
«Посмотрел материалы самой пресс-конференции губернатора, презентацию и материалы Иркутскстата. Сначала губернатор оценил макроэкономические показатели области в сравнении со средними показателями по стране. Валовой региональный продукт – логично, что область значительно лучше, чем страна в целом, сработать здесь не может. Тем не менее рост на 1,6 % за 2018 год – весьма неплохо. Теперь посмотрим по отдельным показателям. Добыча полезных ископаемых: здесь мы видим в области значительный рост – на 4,3 %. Это объяснимо – связано с тем, что добыча нефти и газа переходит на восток страны. То есть этот плюс Иркутской области стал прежде всего результатом территориальных перемен в отрасли.
Обрабатывающая промышленность сработала значительно хуже – показатели Иркутской области сильно ниже, чем в целом по Российской Федерации (-7,5 % против +2,9 %). В этом ничего удивительного нет, поскольку основу этого сегмента экономики в нашем регионе составляет самолетостроение. А его основной участник – Иркутский авиазавод – не может похвастаться особыми успехами в этом году по непонятным мне причинам. Возможно, причина тому – падение экспорта в нашей стране. Но можно ли эту проблему поставить в вину области? Думаю, что нет. Думаю, это результат изменения места России в мировой экономике.
Далее – обеспечение электроэнергией и газом. В нашей области прирост за год составил почти 7 %, а в стране – 1,3 %. Это опять же результат того, что такие федеральные предприятия, как «Иркутскэнерго», сработали лучше, чем страна в целом.
А вот другой очень важный показатель – инвестиции в основной капитал: этот показатель по России увеличился на 4,1 %. Это неплохой результат, и именно он является залогом будущих темпов роста экономики России. Но в Иркутской области он просто прекрасный – плюс 6 %! Однако давайте посмотрим в презентации, что обеспечивает такой потрясающий результат: компании, добывающие полезные ископаемые! То есть результаты увеличения объема инвестиций в эти сферы – заслуга исключительно территориальных структурных изменений в России, о которых я упоминал выше. Производство нефти и газа уходит на восток, отсюда и инвестиции идут больше к нам. К сожалению, не указано в презентации губернатора, и нет этой информации в статистике, насколько в этой части выросли вложения конкретно в малый бизнес. Он в гораздо большей степени зависит от условий, создаваемых бизнесу именно на уровне региона. И их мы оценить ввиду отсутствия цифр не можем – пока есть только данные за 2017 год, за этот – появятся не раньше, чем через полгода.
Кроме того, в регионе выросли показатели среднемесячной зарплаты. Несмотря на то что СМИ регулярно пишут, что на самом деле доходы не растут, в статистике мы видим обратное – небольшой рост есть, в основном за счет бюджетников. Но, опять же, нет данных об изменениях зарплат в тех сферах, которые зависят непосредственно от региона. К сожалению, по строителям тоже нет информации: в презентации указано, что резко выросли объемы финансирования из регионального бюджета в сферы строительства и соцсферу. Это, конечно, положительно, однако строительная отрасль в Иркутской области, как и в целом в стране, сейчас находится в упадке. Хотя эта проблема тоже в значительной степени имеет причины не регионального, а федерального уровня.
Чем, безусловно, область может хвастаться – наполняемость консолидированного бюджета. Его объем вырос значительно – на 17,9 % налоговых и неналоговых доходов бюджета. Налог на прибыль вырос на 25,7 %. Это очень хорошо, но с точки зрения власти, губернатора и бюджета увеличиваются возможности для большего финансирования, как инвестиционных проектов, так и социальных расходов. Но если на это посмотреть с точки зрения бизнеса, то это изъятие денег, уменьшение инвестиционных возможностей бизнеса. Это было бы логично и соразмерно, если бы при этом валовая прибыль предпринимателей выросла соответствующе. К сожалению, мы опять-таки не располагаем пока такой статистикой – ни в презентации губернатора, ни в Иркутскстате даже за три квартала этого года таких цифр нет, чтобы как-то оправдать это повышение налоговой нагрузки. Тем не менее я более чем уверен, что когда эти цифры появятся, они подтвердят, что рост доходной части бюджета области обязан повышению эффективности налоговой инспекции в части сбора платежей. Второй год инспекторы стали работать значительно лучше. И в данных официальной статистики есть информация о том, что 4,24 тыс. работников, которые ранее не платили налоги, теперь будут это делать. Оттого и объем поступлений от выплат НДФЛ вырос сразу на 14 %. То есть на деле рост наполняемости консолидированного бюджета преимущественно определяется не улучшением производства всей региональной экономики, а улучшением работы налоговой инспекции.
Что касается безработицы – в России показатель, конечно, небольшой. Но нужно иметь в виду, что эта цифра получается, когда мы сравниваем общее количество рабочих мест и общее количество претендующих безработных. Однако специфика рынка рабочей силы заключается в важности структуры спроса рабочей силы и структуры ее предложения – а они у нас, к сожалению, не совпадают. Сейчас в Иркутской области зафиксирована нехватка работников физического труда, сотрудников строительной сферы и отрасли машиностроения. Зато есть избыток предложения рабочей силы в сфере экономики, юриспруденции и менеджмента.
Еще момент. Когда мы говорим и в рамках страны, и региона о необходимости наращивать темпы экономики и необходимости выйти на уровень прироста хотя бы на 5 % в год, мы натыкаемся на очень серьезное ограничение – количество рабочей силы, точнее, ее нехватку. Теоретически развивать экономику следует не за счет увеличения привлекаемой рабочей силы и размера инвестиций, а за счет увеличения эффективности инвестиций и роста производительности труда. А она в стране не растет или, по крайней мере, делает это слишком медленно. Почему бизнес не вкладывает в инновации, не тратит на разработку оборудования, заменяющего рабочую силу, – это отдельный вопрос».