Сегодня политики и политтехнологи обсуждают заметную новость – публикацию в «Независимой газете» статьи помощника президента России Владислава Суркова «Долгое государство Путина». В ней он размышляет о так называемой идеологии «путинизма».
Рассуждая об истории, Сурков выделяет модели государства, которые условно могут быть названы именами их создателей. Одна из таких моделей – «государство Путина (Российская Федерация, XXI век)». По прогнозам помощника президента, Россия и через много лет «все еще будет государством Путина». А сложившаееся политическое устройство – эффективное средство выживания и возвышения нации на ближайшие десятилетия.
О том, зачем находящийся в политической тени Сурков решил напомнить о себе посредством публицистики, зачем некогда влиятельному идеологу и тяжеловесу Кремля после долгого забвения понадобилось вернуться в медийную повестку, своим мнением с «ФедералПресс» поделился российский политолог Константин Калачев:
«Статья Суркова – это заявка на его участие в оформлении путинизма как идеологии. Лет 10 или более назад она была бы актуальнее. Теперь это уже выглядит как попытка запрыгнуть в уходящий все дальше и дальше поезд. Притом, что место в этом поезде у пассажира есть, билет давно куплен. Претензии Суркова на роль политического философа в былые времена выглядели убедительнее.
Путинизм – не теория, путинизм – практика. Попытки описать его как самостоятельный интеллектуальный феномен в контексте европейской и российской политической философии интересны, если они носят прикладной характер. Для этого Сурков слишком заумен и пафосен. Путинизм – неудачный термин. Вряд ли он нравится самому Путину. Но дело не в этом. Дело в том, что «дорого яичко к Христову дню». Если бы сегодняшняя статья вышла сразу после сурковской «суверенной демократии», можно было бы сказать, что человек опережает время, закладывает основы новой идеологии, а так это попытка встроиться и не более.
Насколько феномен «путинизма» самостоятелен, насколько это вообще феномен – другой вопрос. Судить о чем-то уверенно можно лишь по прошествии достаточного времени, с позиций истории. Остальное – пропаганда или контрпропаганда. В данном случае пропаганда. Но для одного, главного читателя. Из серии – смотрите, что я могу. Попытка показать, что без него и сформулировать некому. Но тут возникает другой вопрос: а оно вообще надо? Путин прагматичен, в историю себя вписал, зачем ему подражать кому-то? Он не де Голль. Он не Кемаль. Он Путин. Да и ассоциации будут не с голлизмом, а с ленинизмом.
Собственно текст статьи означает одно: государство на доверии без Суркова не построить, а чтобы путинизм пережил Путина опять же нужен Сурков».