Нынешняя иерархическая система вузов России включает в себя университеты с теми или иными статусами: «федеральный», «национальный исследовательский», «опорный» и так далее. Насколько статус сегодня отражает реальные показатели учебного заведения и в каких изменениях нуждается сложившаяся градация, рассказывает ректор Тольяттинского государственного опорного университета Михаил Криштал:
«Система высшего образования в России сегодня делает ставку на ведущие университеты. В законе «Об образовании» в отдельные категории выделяются федеральные и национальные исследовательские университеты (ФУ и НИУ). Однако понятие «ведущий» в отношении этих вузов официально не закреплено. Ведущими в законе поименованы лишь МГУ и СПбГУ.
Уже после принятия федерального закона «Об образовании» стартовал проект «Повышение конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Сокращенно – проект «5–100», поскольку его цель – вхождение не менее пяти ведущих российских вузов в топ-100 мировых рейтингов. Как следует из названия, проект дает основания вузам, входящим в него, относиться к ведущим университетам страны. При этом формально в конкурсе мог участвовать любой вуз. Сегодня в проекте 21 высшее заведение, четыре из которых не являются ФУ или НИУ.
В 2015-м начался процесс создания в регионах опорных университетов (ОУ) из числа вузов федерального подчинения. А через год был принят приоритетный проект «Вузы – центры инноваций», одна из целей которого коррелирует с программой ОУ, а другая – с проектом «5–100». Итоги отбора показали, что статус центра инновационного, технологического и социального развития региона может получить любой вуз вне зависимости от уже имеющегося статуса в случае его соответствия определенным критериям. Причем некоторые вузы, до сих пор даже не имевшие какого-либо высокого статуса, по ряду показателей опережали статусные учебные заведения.
Отсюда следует, что назрели соответствующие корректировки в федеральный закон. В том числе в части узаконивания понятия «ведущий вуз», что необходимо для создания стройной и четкой иерархии в системе высшего образования, определения понятных и прозрачных правил попадания в соответствующую категорию вузов и их финансирования. Впрочем, о том, что на федеральном уровне эту проблему знают, говорит и то, что в проекте плана организации законопроектных работ в Министерстве науки и высшего образования РФ на 2019 год стоит задача по проработке законодательной инициативы, предусматривающей изменения в федеральный закон «Об образовании в РФ» в части закрепления понятия «ведущая образовательная организация высшего образования». Ответственным за их подготовку выступает Департамент государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики.
В январе 2019 года вопрос закрепления статуса «опорный» и «ведущий» поднимался в рамках рабочей встречи команд опорных университетов, которая прошла при поддержке Национального фонда подготовки кадров с участием заместителя министра науки и высшего образования РФ Марины Боровской, ведущего советника аналитического центра при правительстве РФ Инны Каракчиевой, а также советника министра науки и высшего образования Александра Соболева. В своих выступлениях они подчеркивали, что опорные университеты фактически уже являются ведущими, несмотря на отсутствие закрепленного статуса в федеральном законе.
Я бы выделил два принципа отнесения к «ведущим»: территориальное лидерство в системе образования и экстерриториальное отраслевое научное лидерство. МГУ, СПбГУ, федеральные и опорные университеты в целом задают системообразующую федеральную вертикаль вузов с явной привязкой к территории: МГУ и СПбГУ лидируют на всей территории России, федеральные университеты – в своих федеральных округах (макрорегионах), а опорные университеты – в регионах. Экстерриториальный принцип отраслевого научного лидерства не может ограничиваться территорией даже Российской Федерации. Такие вузы должны лидировать в мире, поскольку наука интернациональна.
Современная вузовская система в России вполне соответствует целям и задачам инновационной экономики. Назрела необходимость закрепить принципы функционирования этой системы, дать общие подходы к оценке эффективности реализации тех или иных программ, критерии оценки результатов участия вузов в федеральных конкурсах и программах, по которым уже накопилась критическая информационная масса. Это позволит создать прозрачную ситуацию в отборе вузов и, соответственно, позволит четко понимать, какую нишу разумно стремиться занять тому или иному вузу.
Многие показатели программ развития НИУ, ФУ и ОУ совпадают с показателями мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования Минобрнауки РФ. Впервые он был проведен в 2012 году, а в той форме и с теми показателями, которые есть сейчас, ему четыре года. Это дает предпосылки к построению открытой системы оценки вузов, в том числе ведущих. Эта система могла бы обеспечить обоснованное присвоение вузу того или иного статуса и переход из одной категории в другую. Если показатели результативности программ развития для всех статусных вузов брать из мониторинга эффективности и других открытых источников, например, в качестве показателя брать наивысшую позицию в мировых рейтингах, не возникало бы никаких вопросов.
На основе полученного опыта и имеющихся открытых информационных источников складывается уникальная возможность создать объективную систему оценки соответствия вуза тому или иному статусу. Тогда она станет саморегулируемой, легко прогнозируемой и, главное, понятной всем участникам процесса».
Фото: Артем Чернявский