Top.Mail.Ru
Общество
Россия
0

«Никто не учит молодых людей самореализации, и, уезжая в другие города и страны, они надеются на удачу»

Росстат опубликовал статистику по показателям миграции за 2018 год, которая для многих регионов страны оказалась неутешительной. Так, например, в прошлом году Омск оставили 12 тысяч жителей, Дагестан – 11 тысяч, Саратовскую область покинуло более 10 тысяч человек. Примечательно, что большая часть мигрантов – молодежь. Почему молодые люди стихийно покидают регионы, «ФедералПресс» рассказал директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков:


«В России существуют серьезные проблемы с подходом к молодежной политике. Это, в том числе, и приводит к тому, что молодые люди уезжают из регионов – в провинции у них нет возможности реализовать свой потенциал.

Именно на региональном уровне программы молодежной политики оставляют желать лучшего. Во-первых, они не отвечают реальным запросам молодежи, во-вторых, эти программы рассчитаны на очень узкую аудиторию и практически не касаются широкого круга молодых людей. Очень многие молодые люди могут реализовать себя как перспективные, грамотные специалисты, но при этом не любят общественную деятельность, не хотят участвовать в массовых мероприятиях. А региональная молодежная политика только их и предлагает.

Работа с молодежью в регионах развивается только в одном направлении – она оказывает поддержку тем, кто уже смог себя проявить. Такая работа, конечно, не касается основной массы молодежи.

Молодежная политика должна развиваться, предоставлять подрастающему поколению открытые обучающие материалы. Нужно, наконец, изменить подход к восприятию связей между поколениями, особенно в вопросах профессиональной реализации. Старшие должны учить.

Не так давно мы проводили исследование – опрашивали молодых людей, вернувшихся из армии, чем они планируют заниматься дальше. Результаты шокируют: большая часть из них понятия не имеет, что делать. Никто не проводит с ними профориентационную работу, а ведь это готовые кадры, которые могут стать хорошими специалистами, психологически они организованы и готовы к этому.

К сожалению, преподаватели вузов и школ также не всегда могут сориентировать молодых людей в выборе дальнейшей карьеры. Проблема возникает и с точки зрения подхода к организации выпускных экзаменов. Человек много лет готовится к некому рубежу под названием «Единый государственный экзамен», но совершенно не понимает, что с ним будет дальше. Когда человек проходит этот рубеж, у него возникает сильнейшая демотивация. То же самое испытывают и многие выпускники университетов.

На мой взгляд, если новоиспеченный специалист к моменту окончания вуза не нашел себе профильную работу, университет должен оказывать ему содействие и поддержку. В течение года, как минимум, после выхода выпускника из стен заведения, вуз должен содействовать его трудоустройству. Не трудоустраивать, но хотя бы содействовать – выстраивать контакты с предполагаемыми работодателями, проводить профильные стажировки и т. д.

В этой системе очень много недочетов, которые приводят к печальному результату – молодежь просто не знает, что ей делать. Молодые люди едут не только в Москву, также они перемещаются между регионами, нередко уезжают за границу. Многие из них возвращаются, поскольку не могут найти себя и на чужбине. Их никто не приспособил к самореализации, и, уезжая в другие города и страны, они, по сути, надеются на удачу.

Хорошим инструментом решения проблемы стало бы развитие наставничества. Когда перед молодым человеком есть наглядный пример в виде взрослого, реализовавшегося специалиста, он понимает, что в своем городе, в своем регионе он может стать успешным.

Таких инструментов должно быть много, причем они должны быть рассчитаны на разную молодежь с самыми разнообразными интересами. Тогда у нас будет понятная «дорожная карта» для каждого молодого человека, которая будет способствовать реализации его потенциала в родном регионе».

Фото: pixabay.com

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.