Дмитрий Медведев продлил соглашение с нефтяными компаниями о фиксации цен на топливо до июля 2019 года. По действующему соглашению нефтяники обязаны сдерживать цены на АЗС и в мелкооптовой торговле. Кроме того, правительство намеревается ввести лицензирование на экспорт: согласно его положениям, экспортировать топливо смогут лишь те компании, которые поставили достаточно топлива на внутренний рынок. О том, как эти меры скажутся на экономике топливно-энергетического комплекса, «ФедералПресс» рассказал эксперт-аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев:
«Очевидно, что правительство будет продлевать заморозку цен на топливо внутри страны и дальше, отказываясь снижать акцизы и опасаясь потерять контроль над этим рынком. Цены остаются замороженными на высоком уровне, покрывающем и интересы производителей, и доходы бюджета.
Кроме того, эта мера положительно скажется на экономике нефтяных компаний. Нефтяники понесли неожиданные потери из-за падения экспортных цен ниже замороженных, благодаря чему вместо получения компенсации из бюджета половины разницы между ними, они оказались вынуждены сами доплачивать бюджету. Продление заморозки происходит с корректировкой параметров этого механизма: цены остаются замороженными, но цена отсечения по демпфирующему механизму будет снижена с 56 до 51 тысяч рублей за тонну бензина. На таких условиях нефтяники снизят убытки и получат выгоду.
Опасения по поводу быстрого роста цен после окончания действия соглашения напрасны. Значительного роста цен на бензин в июле не будет. Прежде всего потому, что ценовые ограничения будут действовать с теми или иными изменениями и после второго квартала. Будет ли снова продлено соглашение с нефтяниками, или успеют (что мало вероятно) разработать и принять иной механизм регулирования топливного рынка, правительство не откажется от контроля за ценами. На брифинге после совещания Дмитрий Козак однозначно дал понять, что цены будут заморожены до конца года и ограничатся ростом в пределах инфляции или на 0,4 % в месяц.
Что касается введения лицензирования: лицензирование экспорта – более рыночная и потому более эффективная мера, чем заградительные пошлины. Возможность воспользоваться заградительными пошлинами в экстренных ситуациях у правительства остается, но, скорее, в качестве крайней угрозы. В реальности ограничивать экспорт нефти и нефтепродуктов государство само не заинтересовано, ведь это один из основных источников для бюджета.
Предлагаемое лицензирование экспорта при исполнении экспортерами обязательств по поставкам оговоренных объемов нефтепродуктов на внутренний рынок – это защита от образования дефицита, чтобы нефтепродукты не утекали на экспорт, прежде чем удовлетворят внутренние потребности. В общем-то, это было очевидно и раньше: если вы беретесь регулировать цены, то вам придется регулировать и объемы. И, кстати, в последствии придется еще и контролировать качество поставляемых нефтепродуктов. Потому что, если вы ограничены в цене и объеме, единственный способ заработать дополнительно – манипулировать качеством.
Объемы самого экспорта при этом, как пояснил Козак, ограничиваться не будут. Я полагаю, нефтяников это вполне устроит. Основная часть их выручки формируется за счет экспорта. Ради его сохранения можно взять на себя обязательства по объемам и ценам поставок на внутренний рынок».
Фото: pixabay.com