МВД попросило вице-премьера по вопросам социальной политики Татьяну Голикову предоставить доступ к данным, относящимся к врачебной тайне. Речь идет о людях, страдающих психическими расстройствами, алкоголизмом и наркоманией. Предлагается занести эти сведения в полицейскую базу с целью более эффективного выявления преступников и предупреждения преступлений. Спикер Самарской губернской думы, ректор Самарского государственного медицинского университета Геннадий Котельников считает, что из общего правила можно сделать исключения, но одного решения правительства для этого мало:
«С одной стороны, я могу разделить опасения правозащитников в части интереса силовиков к врачебной тайне. Но понять можно и правоохранителей – они переходят на цифровой документооборот и обновляют архивы. Наличие в этих архивах дополнительных отметок о тех или иных лицах иной раз может облегчить работу органов и действительно помочь добиться целей, о которых они заявляют.
Сегодня нам нужно пересматривать многие вещи, в том числе юридически. Об этом в своем послании говорил и президент России. Времена меняются, меняются обстоятельства. Нынешняя эффективность работы полиции во многом зависит от того, насколько она владеет информацией. Конечно, врачебная тайна при этом не должна нарушаться. Я выступаю за ее сохранение. Для меня как врача и гражданина это естественно. Но и врачебная тайна не должна мешать работе правоохранительных органов. Тут однозначно нужно соблюсти разумность.
Если передача информации, составляющей врачебную тайну, будет происходить максимально корректно, без разглашения данных о людях (а полиция – закрытое ведомство, как и любая силовая структура), и если это будет обращено только во благо, я не вижу в такой инициативе ничего дурного. Другой вопрос, если такая информация попадет не в те руки или просочится в СМИ. Поэтому нужно разработать четкий алгоритм передачи данных, гарантирующий неприкосновенность информации.
Само собой, доступ к врачебной тайне нельзя предоставлять огульно, без всяких проблем. Как вариант: вместо того чтобы разрешить передачу такой информации без разбора, можно допустить исключения из ныне действующих правил отдельными пунктами, дополнить формулировку закона о том, что является врачебной тайной. Например, разрешить передачу данных о человеке при наличии запроса полиции за подписью высокого руководителя.
Как бы там ни было, этот вопрос не может и не должно решать одно лишь правительство, куда обратилось МВД. Норму о соблюдении врачебной тайны никто не отменял. Внесение изменений в эту статью закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также нужно вносить законодательно. Речь – о планомерной работе депутатского корпуса и юристов, а не об единственном разрешении исполнительного органа власти».
Фото: duma.gov.ru