Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Разделить водителей на «любителей» и «профессионалов» – не значит обезопасить дороги»

Ранее в Минтрансе РФ опубликовали проект изменений в систему подготовки водителей, выделив категории любителей и профессионалов. Об этом говорится в разработанных ведомством поправках в федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

На данный момент законопроект находится на стадии публичных обсуждений. По мнению эксперта по оптимизации транспортной деятельности, руководителя консалтинговой группы «Логистика. Бизнес. Решения» Вячеслава Белобжецкого, разделение на подкатегории положительно повлияет на рынок перевозок, однако для снижения аварийности на дорогах этих мер недостаточно.

«Если смотреть в общем, реформа, подразумевающая разделение водителей на любителей и профессионалов, не является новшеством – во времена СССР была подобная градация. Тем не менее, к любым коммерческим перевозкам необходимо допускать водителей, которые не просто имеют отметку в правах о том, что они «профессионалы», в первую очередь они должны иметь водительский стаж и опыт вождения, чтобы уметь вовремя реагировать на внезапные и сложные инциденты на дороге. Именно эти критерии определяют профессионалов. В рамках такого подхода подобная идея неплохая. Однако это не значит, что нужно как-то упростить требования к подготовке «гражданских» водителей.

Чтобы снизить аварийность на дорогах, недостаточно назвать одних профессионалами, а других любителями. Безопасность движения – это выполнение определенных критериев, в том числе связанных с транспортной инфраструктурой. В частности, до сих пор, даже на федеральных трассах встречаются установленные не по ГОСТу дорожные знаки, что может привести к созданию аварийной ситуации, потому что не все участники движения поймут их смысл.

В первую очередь, нужно улучшить подготовку водителей в автошколах, при этом из учебного плана ничего нельзя удалять. Ту систему подготовки, которая сейчас существует, необходимо сохранить и более того доработать – обязательно ввести больше практики как у профессионалов, так и у любителей. Единственным отличием может быть большее количество часов для профессиональных водителей, которым в последствии нужно будет регулярно проходить переаттестацию для осуществления коммерческих перевозок.

Во-вторых, в принципе ужесточить требования к получению прав, потому что, к сожалению, сейчас много появляется водителей на дороге, которые имеют небольшой навык практического вождения и применение знаний, которые они получили в рамках теоретической подготовки на практике.
Тем не менее, сама процедура получения отметки «профессионала» скорее всего не вызовет серьезных трудностей, хотя этот процесс в какой-то степени потребует финансовых затрат и времени. В любом случае, система переквалификации должна быть разумной. При этом, стоит подчеркнуть, что статус водителя-профессионала можно давать только тем, у кого есть реальный опыт вождения – для них процедуру можно даже упростить.

Разделение водителей на категории однозначно повлияет на рынок коммерческих перевозок – это снизит предложение на рынке, но такая ситуация будет временной. Сначала подтвержденных водителей-профессионалов будет мало, поэтому нанять их станет сложнее, а значит и стоимость таких специалистов на рынке труда возрастет.

В любом случае, такое разделение водителей будет больше на пользу крупным транспортным компаниям, кто самостоятельно выстраивает систему подготовки персонала и управления перевозками, а также заботится о безопасности и о соблюдении всех требований законодательства. Небольшим перевозчикам в этом плане будет сложнее. Не исключено, что уменьшится количество таксистов, если данная инициатива распространяется и на такси. Причиной этому является то, что далеко не все они являются профессиональными водителями.

При этом компании или предприниматели, которые захотят создать какой-то бизнес в области перевозок, должны будут понимать, что необходимо формировать команду водителей-профессионалов. Соответственно, придется либо таких людей найти на рынке труда при ограниченном количестве специалистов, либо подготовить своих водителей. В этом случае просто потребуется некоторое время, организационные усилия и деньги.

Тем не менее, как только инициатива полностью запустится – ситуация выровняется, и зарплатные требования водителей не будут завышены.

Говоря в целом о системе контроля, закон – это норма, которую либо соблюдают, либо нет. На этом не может быть построена вся система контроля, нужны дополнительные инструменты. Например, введение риск-подхода, который будет применяться к проверкам частных перевозчиков, ведь нельзя же останавливать каждую машину, здесь нужен разумный подход».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.