«Недавно Росстат «порадовал» новостями о безработице: больше всего безработных оказалось в сфере оптовой и розничной торговли, а также ремонта автомобилей и мотоциклов. В этих сферах безработными числятся порядка 581 тысячи человек. Далее идут обрабатывающие производства (434 тыс. человек), строительство (282 тыс. человек), сельское и лесное хозяйство с рыболовством (275 тыс. человек), транспортировка и хранение (216 тыс. человек). Комментирует член Российской Торгово-промышленной палаты, бизнес-консультант Анна Вовк:
К самим цифрам можно относиться по-разному. Можно верить, а можно вполне справедливо подвергать сомнению: оценки реальной безработицы значительно выше официальных данных от Росстата. Но вот распределение по отраслям все равно сохраняется – здесь нет смысла манипулировать цифрами. Торговля, да и сфера услуг сейчас действительно находятся далеко не в лучшем состоянии.
Означает ли это, что в обрабатывающей промышленности все хорошо, а в торговле все плохо? На самом деле скорее даже наоборот: индекс деловой активности от IHSMarkitв мае падал и в сфере услуг, и в сфере обрабатывающей промышленности. Только в сфере услуг он опустился до 52 пунктов, а в промышленности до 49,8 пунктов. Разница небольшая, но 50 пунктов – это та граница, которая отделяет оптимистичный взгляд в будущее от пессимистичного. Сфера услуг еще держится, а сфера производства уже сдулась.
Просто у каждой отрасли есть свои особенности, которые сказываются на сокращении и принятии на работу новых сотрудников. Наладить и поддерживать производство непросто, оно требует определенного количество персонала. Хочешь – не хочешь, а приходится держать людей на работе до тех пор, пока предприятие еще может существовать. Торговля же намного более гибкая: в хорошие времена компании работают с небольшим избытком сотрудников – это необходимо, чтобы не создавать себе преград для роста и развития. А когда приходят трудные времена, компании могут начать увольнения без снижения своего оборота.
Сфера услуг в целом – это самый точный индикатор состояния экономики. Развитая сфера услуг может быть только в развитой экономике. И наоборот. По отдельности они не существуют. Исключение может быть только в условиях плановой экономики, как в Светском союзе. Но там своих проблем было предостаточно, да и закончилось, как известно, все не очень хорошо.
Сфера услуг – это очень обширный сектор экономики. Есть услуги обязательные и необходимые, которые очень слабо зависят от внешних факторов. Например, жилищно-коммунальные. Но большинство услуг имеют спрос только тогда, когда у людей есть достаточное количество денег. Никто в здравом уме не пойдет делать себе маникюр, если средств на еду не хватает. К тому же, сфера услуг очень гибкая: одни и те же услуги могут иметь совершенно разную цену просто в зависимости от рыночного позиционирования. Например, с приходом кризиса люди начинают меньше ходить в салоны красоты, предпочитая обычные парикмахерские. То есть фактически получают ту же услугу, только дешевле. Соответственно, падают и показатели отрасли.
Любой финансовый кризис кардинально меняет модель поведения людей. Если в Европе или США современная экономика выстраивалась столетиями, и люди прекрасно представляют, что их ждет в будущем, а значит могут оптимальным способом распределять свои средства между текущими тратами и накоплениями, то в России все иначе. У нас люди постоянно подстраиваются под текущую ситуацию. Пока все хорошо – тратят все, что есть, а случись что – начинают экономить на повседневных расходах. Старшее поколение экономит ради того, чтобы отложить и накопить какую-то сумму, а те, кто помоложе - ради того, чтобы оплачивать ежемесячные взносы по кредитам, без которых становится затруднительно приобретать товары длительного пользования – бытовую технику, электронику, автомобили. Даже приобретение туристической путевки в кредит сейчас никого не удивит.
В общем, как бы там ни было, первым делом под нож идут расходы на сферу услуг. В прошлом году рост объема оказанных услуг в основном был обеспечен значительным ростом на 14,1% сферы гостиничных услуг: Чемпионат мира по футболу с наплывом туристов и дороговизна заграничных поездок обеспечили отечественные гостиницы клиентами. Другие же сферы такого роста не демонстрировали. Застой.
Ситуация явно нездоровая – необходимо предпринимать меры. Для того, чтобы экономика «пошла на поправку», ей нужен воздух – свобода предпринимательской деятельности. И, если за ослабление регуляторного давления взялись (к 2021 году должны ликвидировать все устаревшие нормативные акты, которые регулируют предпринимательскую деятельность), то в плане финансовой свободы есть к чему стремиться: высокие налоги и масса неналоговых платежей оказывают серьезное влияние на бизнес. У предпринимателей появляется выбор: либо честно платить налоги и сокращать персонал, либо уходить в тень, сохранив рабочие места. Поэтому вместе с большой регуляторной реформой необходимо достоверно оценить фискальную нагрузку на бизнес. Нынешний подход правительства, который не учитывает неналоговые платежи, не дает достоверной картины. И без этого рабочие места ни в промышленности, ни в сфере услуг не вернуть».
Фото: Виктор Вытольский