Торговая сеть X5 Retail Group собирается выдавать покупателям сети супермаркетов «Перекресток» цифровые карты рассрочки, с помощью которых можно будет совершать покупки в кредит с льготным периодом. Соглашение об этом ритейлер подписал с БКС Банком в рамках ПМЭФ-2019.
Между тем очевидно, что подобные инструменты бизнес начинает внедрять именно в условиях не очень хорошей ситуации в экономике. «При снижении реальных доходов населения такой инструмент позволяет облегчить доступ потребителей к денежным средствам (рассрочка оформляется за несколько минут)», – объясняет нововведение представитель X5. Комментирует президент СРО «НАПКА» Эльман Мехтиев:
«В истории российского банковского дела это не первый пример попытки кредитных организаций осуществлять привлечение клиентов через кооперацию с продовольственными магазинами. Выдача «моментальных» карт в таких сетях приобрела массовый характер еще в 2004 году. Развитие технологий позволяет сократить до минимума «пробег» между заполнением данных и выпуском платежного инструмента. И, если при спонтанных покупках может не хватить средств на приобретение товаров и услуг, такие «моментальные» предложения используются первоначально именно для обеспечения покупки в месте возникновения этого «незапланированного» спроса.
Для кредитных организаций вопрос, на который многие не смогли ответить, состоит в том, как сделать так, чтобы карта пользовалась спросом и после первой покупки. Именно это и было причиной «исхода» игроков из этой сферы и постоянного прихода новых «искателей счастья». Чаше всего в эту «реку» пытаются войти с новым технологическим изыском те, кто раньше не был в этом замечен, так как для них это шанс на резкий рост.
Шумиха вокруг очередной сделки, на наш взгляд, больше вызвана рассуждениями о «закредитованности» населения, чем реальным интересом к самому проекту. Да и для многих политиков, любящих популистские лозунги, объявление такого проекта – прекрасный повод, «забывая» сказать про все ограничения и действующее регулирование, еще раз подтвердить свой популизм, пугая отъемом жилья за кусок колбасы (пусть это останется на их совести).
Кредитные организации не заинтересованы в разбрасывании денег с вертолета – и, если платежная нагрузка клиента и так велика, он сможет получить деньги на кассе в кредит только в том случае, если кредитная организация хочет рисковать своими и привлеченными средствами.
Любой продукт при должной рекламной поддержке и стимулировании сбыта может стать успешным (или казаться таковым в начале пути), но вопрос только в том, сможет ли банк сделать так, чтобы карта использовалась не только один раз и не только в этом магазине. Мы не ожидаем массовой лихорадки по выпуску таких карт на кассах магазинов, так как за 15 лет со времени первых таких массовых попыток уже много воды утекло.
Если смотреть на «голую» статистику, то доходы, конечно, растут пусть немного, но динамика положительная – за первый квартал 2019 года реальные зарплаты выросли на 1,3%, в апреле - на 1,6%. Однако в привязке к уровню инфляции, особенно на товары первой необходимости, рост цен на которые выше среднего показателя, получаем вывод, что роста-то и нет. Как следствие, многие не могут позволить себе делать сбережения, а в случае необходимости крупного приобретения (автомобиль, бытовая техника и тд.) граждане вынуждены обращаться в кредитные организации. Однако при этом показатели закредитованности, долговой нагрузки, благодаря применяемым мерам регулятора, остаются на данный момент на приемлемом уровне.
В свете падения доходов населения и появления "очередного нового продукта" последуют ли какие-то кардинальные действия со стороны правительства, спросите Вы?
Думать никогда не рано, но вряд ли выдача кредитных карт в одной из сетей заставит «с колес» поменять законодательство и регулирование. Ведь такая выдача не добавит ничего существенного к текущему уровню нагрузки, в том числе и потому, что никто из банков не собирается заниматься благотворительностью, выдавая на кассах деньги тем, кто не сможет их вернуть».
Фото: Евгений Поторочин