Российский рынок интернет-СМИ стремительно меняется. Еще несколько лет назад в Рунете, кажется, невозможно было скрыться от вездесущего кликбейта – заведомо кричащих, «желтых» заголовков. Сейчас уже можно наблюдать тренд на серьезную журналистику. «Жареные» новости, конечно, еще работают – но за ними, очевидно, нет будущего. Экспертным мнением о том, что происходит в современной интернет-журналистике, поделился исполнительный директор медиахолдинга «ФедералПресс» Олег Орлов:
«Еще недавно многие СМИ делали ставку на кликбейт. Громкие заголовки, откровенное заигрывание с «желтизной». Сейчас мы наблюдаем, что появляется обратная тенденция. Отчасти это связано с ужесточением законов, регулирующих деятельность журналистов. Взять тот же закон о фейках – из-за него заигрывание с «желтизной», с сенсационной подачей новости стало опасным. Легко можно нарваться на штраф: за повторное нарушение закона для зарегистрированных СМИ сумма может доходить до 1,5 миллиона рублей. В большинстве случаев для региональных СМИ это означает смерть издания. Примечательно, что для блогеров наказание за фейк не является фатальным – они все-таки не юридические лица, суммы штрафов для них гораздо меньше.
Отмечу, что сейчас меняется и рекламный рынок. Большое значение приобретает не размер аудитории, а ее качество. И здесь выигрывают те издания, которые могут предоставить именно грамотный продукт.
Конечно, старые механизмы все еще работают. Их используют все, даже серьезные издания. В некоторых деловых СМИ, например, не чураются новостей про шоу-бизнес или какую-нибудь «звезду». Они, конечно, идут отдельно от основной повестки – но все-таки это то, что приносит трафик в Сети, а он сейчас мгновенно монетизируется. Спасибо таргетированной рекламе. Но надо понимать, что ориентация исключительно на кликбейт, на кричащие новости в конечном итоге убивает издания. Не только оттого, что аудитория устает от «жареных» новостей (что, кстати, далеко не факт).
Отмечу один технический момент: погоня за трафиком – это всего лишь стремление максимально попасть под алгоритмы, требования той или иной площадки. Это в конечном счете выхолащивает нормальную журналистскую работу. Кроме того, большинство интернет-платформ – это нестабильные площадки. Все соцсети, платформы вроде «Яндекс.Дзен» имеют свою политику, которая часто меняется. Канал издания могут просто заблокировать за какое-нибудь нарушение. Если у этого СМИ нет ядерной наработанной аудитории, подобное развитие событий станет серьезным ударом. Если такая аудитория имеется – это не станет такой уж серьезной проблемой.
Ядерная аудитория привлекается как раз за счет качественного контента. Будущее – за теми СМИ, которые являются неким информационным фильтром. Издание должно выполнять роль контентоискателя, проверять всю получаемую информацию – и давать читателю качественный формат. Есть, конечно, свои издержки. Когда «ФедералПресс» стал еще жестче фильтровать информповоды и, соответственно, еще более критично относиться к качеству контента, то тоже наблюдал изменения в показателях трафика, но при этом выросло число читателей каждого конкретного материала, появился более живой отклик. В целом мы выиграли гораздо больше».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин