Top.Mail.Ru
Политика
Россия
0

«РПЦ действует в интересах даже не государства, а государственной бюрократии»

Митрополит
Церковь пытается отстоять удобное высшим чиновникам утверждение: «Советская власть была дерьмом, а нынче все хорошо», замечает эксперт

На вечере памяти годовщины начала Великой Отечественной войны митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн заявил, что войну выиграли крещеные люди, а погибшие некрещеные бойцы Красной армии, рожденные «уже в безбожное время», стали жертвами, принесенными за безбожие. РПЦ назвала слова архиерея некорректными, но общего градуса недовольства интернет-пользователей это не сбавило. По мнению политолога Сергея Дьячкова, священник выполнял задачу по очернению Советского Союза, но в итоге добился эффекта религиозной антипропаганды:

«Конечно, церковь имеет право давать свое толкование на любую тему, но с учетом исторической правды, а не своего личного желания или отношения к тем или иным фактам. Можно догадаться, какое отношение митрополит испытывает к 20–30-м годам прошлого века, называя это время безбожным.

Но, вероятно, он забывает, что даже гонения на церковь, которые были в 20–30-е годы, несравнимы с тем, что устраивал над церковью Никита Хрущев в конце 50-х – начале 60-х годов. Недаром в тот период он заявил: «Через 10 лет я покажу вам последнего попа». Меж тем отношение к церкви стало постепенно теплеть после Гражданской войны. В 1932 году отпустили всех сидевших в лагерях священников. А в 1943 году столь нелюбимый и осуждаемый многими священниками Сталин восстановил патриаршество.

В те же «безбожные» годы в большинстве домов – разумеется, в основном сельских – висели иконы, люди молились и ходили в церковь. А когда случилась такая страшная вещь, как война, матери надевали крестики на уходящих на фронт сыновей, давали им в карман молитву «Живые помощи». Не стану утверждать наверняка, но думаю, что процентов 70 людей на фронте так или иначе можно было назвать верующими. Часть из них уехали таковыми из дома, а часть обрели веру уже в боях, потому что война есть война. Оттого непонятно, по каким критериям архиерей делит воинов на верующих победоносцев и безбожников, принесенных в жертву.

К сожалению, наша церковь пытается отстоять то, чего сегодня так хочет власть – утверждение, гласящее: «Советская власть была дерьмом, а нынче все хорошо». Но мы же понимаем, что тем самым они вызывают огромное сопротивление мирян. Мы видим это по тому, что люди запрещают строительство храмов, критикуют излишки богатства у патриарха и многое другое. Если кто-то забыл Конституцию, то по ней наша церковь отделена от государства. Ей незачем лезть в политику. Но хочется.

И хуже всего то, что РПЦ действует в интересах даже не государства, а государственной бюрократии, которая ее всячески поощряет и финансирует. Когда Сталин учредил патриархат, он подарил патриарху государственный автомобиль ЗИЛ. Но не для ублажения, а чтобы подчеркнуть его статус.

Наверное, кто-то сочтет слова митрополита религиозной пропагандой. Однако в итоге мы имеем дело с религиозной антипропагандой. А лучше здесь подойдут определения «глупость», «непродуманность» и «непонимание того, что на самом деле происходило в истории нашей страны». Будто некий либерал некогда стал священником и, приняв сан, не отказался от своих либеральных взглядов, которые теперь не стесняется без спроса выносить на публику».

Фото: скриншот с youtube.com / Белгородская и Старооскольская епархия

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.