Каждый второй россиянин не может отличить достоверные новости от фейков, причем критичность мышления ниже у молодого поколения, сообщил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров:
«Данные опроса показали, что в самой возрастной группе тех, кто признает сложность в различении правды и лжи, существенно больше (около 50%), чем в самой молодой (33%). Я не думаю, что это говорит о повышенной критичности нашего молодого поколения. Я думаю, что это говорит о снижении различительной способности. И вот уязвимость, она здесь», – подчеркнул Федоров. Комментирует Ольга Лебединская, доцент РЭУ им Г. В. Плеханова:
«Опубликованнное исследование носит скорее предварительный характер. Проблема действительно значима и требует более глубокого исследования.
Анализ данных опроса свидетельствует о том, что вера в существование фейка зависит от уровня образования и места жительства. Так, только 38% среди людей с высшим и незаконченным высшим образованием утверждают, что не встречали такие новости против 71% среди людей с незаконченным средним образованием. Люди с низким уровнем образования просто не в состоянии отличить подлинные и ложные новости (всего 16% опрошенных утверждают, что сталкивались с ними).
Данное исследование лишь подтверждает тот факт, что эффективность манипулятивного воздействия достигается не только с помощью умения искусно использовать разнообразные ресурсы языка, но и благодаря отсутствию защитной реакции у адресата.
Есть замечательная сказка Андерсена «Истинная правда», которая просто объясняет механизм рождения подобного рода новостей.
Важен и возрастной критерий, когда основной аудиторией становятся люди предпенсионного и пенсионного возраста. Часто, сообщая гипотетическую, не вполне достоверную и даже недостоверную информацию, СМИ выполняют развлекательную функцию.
Население привыкает воспринимать информацию о том, чего нет и, скорее всего, не будет, т.е. привыкает жить в наполовину иллюзорной, расплывчатой реальности.
Ожидаемо, источником «фейкового» зла является интернет (31%) и телевидение (20%). В региональном аспекте на общем фоне выделяются только Москва и Санкт-Петербург, 74% жителей которых сразу заподозрили ложь.
Печально, что «целевой аудиторией» являются не только лица старшего возраста, но и молодежь 18-24 лет-активные пользователи соцсетей, в которых сравнению с традиционными СМИ нет строгих принципов и правил распространения информации. Количество просмотров и подписчиков на сайты с подобными новостями формируют базу для получения в том числе и рекламных доходов».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин