Top.Mail.Ru
Экономика
Россия
0

«Россияне привыкают жить в долг не от нищеты, а от роста потребностей»

Деньги
Лучший способ снизить долговую нагрузку населения кроется в знании и умении граждан рассчитывать свои финансовые возможности, уверен экономист

С 2014 года долговая нагрузка граждан выросла в 1,5 раза, сообщает Национальная ассоциация коллекторских агентств. На погашение обязательств перед банком среднему российскому заемщику требуется почти 11 ежемесячных зарплат. Почти десятая часть граждан, имеющих кредиты, балансирует у черты бедности или находится в зоне риска. Как исправить сложившуюся ситуацию, рассуждает почетный президент Национального института профессиональных финансовых менеджеров и экономистов Дмитрий Яковенко:

«Ситуация с закредитованностью россиян движется в простую и понятную для большинства людей сторону. Мы начинаем жить, как живут американцы, – в долг. Вспомните ситуацию дефолта 2007–2008 годов, когда зашкалившие за все разумные рамки потребности граждан США привели к аналогичной ситуации с проблемой погашения кредитных долгов.

На мой взгляд, исправить сложившееся положение почти невозможно. Как невозможно запретить человеку брать в долг, ведь в противном случае мы ограничиваем его свободу. В любой стране действующим законодательством создано правовое поле взаимоотношений: с одной стороны – кредитной организации, на которой лежит ответственность за разумную выдачу кредитов, и должников с другой стороны, которые взяли деньги, не подумав, как и когда они будут их отдавать.

В качестве альтернативы с недавнего времени в нашей законодательной системе предусмотрено банкротство физического лица. В случае признания человека банкротом его долги списываются. Но для этого ему придется расстаться со своим имуществом за исключением самого необходимого. Оно пойдет на погашение долгов перед кредиторами. Кроме того, официально признанный банкрот не сможет работать на государственной или муниципальной службе и будет нести другие ограничения. Это нужно понимать.

Я согласен, что жители России в среднем мало зарабатывают, что в последние годы фиксируется стабильное падение доходов населения, что после 2000 года в стране установилась бессовестная система зарплат и образовался колоссальный разрыв между денежным довольствием высшего руководства и довольствием работников даже среднего звена, не говоря уже о низшем звене. В цивилизованных капиталистических странах с этим давно научились бороться. Согласен я и с тем, что у нас до сих пор действует несправедливая единая система налогообложения, и всеми правдами и неправдами государство уклоняется от введения дифференцированных ставок.

Но поверьте: бабушки, что стоят на паперти, не смогут получить деньги в банке. Самая бедная часть населения не закредитована. Мы говорим о другом пласте российского общества. Значительная часть долгов связана с ведением существенных трат – улучшением жилищных условий, приобретением автомобиля, бытовой техники или поездкой за рубеж на кредитный ресурс. Основную массу проблемных кредитов составляют не кредиты по 10–20 тысяч рублей, которые даются работающим гражданам под честное слово, а кредиты потребительского свойства свыше 30 тысяч.

Могу сказать однозначно, что я против повального списания таких долгов. Если мы придем к такому исходу, то никогда не поборем эту проблему. А наилучший выход из такого положения кроется в знании и умении граждан рассчитывать свои финансовые возможности».

Фото: «ФедералПресс» / Денис Кочкин

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.