Депутаты Госдумы предложили сделать высшее образование в приграничных регионах России бесплатным. По их мнению, таким способом получится повысить привлекательность обучения. Еще одним положительным аспектом может стать – прекращение оттока молодежи из отдаленных районов, выпускники после завершения местных вузов могут остаться работать дома. Также рассматривается вариант бесплатного образования для русскоязычных специалистов из соседних стран. О том, возможна ли реализация такой инициативы в России, поможет ли это предотвратить «утечку» молодых специалистов и осталось ли еще понятие «бесплатное» образование, с «ФедералПресс» поделился своим экспертным мнение кандидат исторических наук, заместитель директора Института общественных наук РАНХиГС Евгений Миронов:
«Конечно, если высшее образование в России станет бесплатным, то большее количество молодых людей по окончанию школы сможет поступить. Да, наверное, большая часть из них останется в регионе своего изначального проживания для того, чтобы учится. Останутся ли они после учебы – зависит от многих других факторов.
Пока эта инициатива сформулирована в общем виде, поэтому остается очень много вопросов: помимо возможности поступления на бюджетное место, важно и качество образования, которое при этом может быть получено, а это напрямую зависит от финансирования университета, которое на данный момент сильно связано как со стоимостью бюджетного места (и этих денег никогда не хватает), так и с возможностью зарабатывать на платных студентах (готово ли государство компенсировать соответствующие потери?). Когда мы говорим о бесплатном образовании, то нужно понимать, что никакого бесплатного образования нигде не существует. Вопрос только в том, кто за это платит – сам студент и его родители, или государство, или еще кто-то.
Если место в университете станет бесплатным для семьи, а при этом качество образования не будет соответствовать российским и международным стандартам, то в долгосрочной перспективе эффекта не будет. Способные студенты при поддержке своих семей все равно будут мигрировать туда, где находятся центры качественного образования. Это никак изменить нельзя. Можно варьировать в краткосрочной перспективе, но не в долгосрочной. Конечно, если будет найдена возможность сделать образование бесплатным или серьезно снизить стоимость обучения, при этом как минимум сохранить, а лучше повысить качество образования, это даст серьезные результаты. Но пока опыт всех ведущих университетов доказывает, что хорошее образование крайне дорогое дело.
Кроме того, когда человек не платить за что-то, он это не ценит. Если обучение станет массово бесплатным, то это с психологической точки зрения приведет к девальвации ценности образования. Мы знаем, что в тех странах, где образование платное, есть система грантов, стипендий, пособий, когда студент должен добиться того, чтобы кто-то инвестировал в его образование — фонд, работодатель или сам университет. Ему приходится применить очень много сил – доказать, что он этого достоин, а место оказывается очень ценным, хотя студент при этом не платит собственных денег. Думается, именно в этом направлении стоит развивать систему поддержки тех, кто поступает в региональные вузы».
Фото: ФедералПресс /Евгений Поторочин