Общественность Волгоградской области удивило заявление председателя комитета дорожного строительства Анатолия Васильева, который в телевизионном интервью заявил о том, что в регионе «с деньгами проблем нет, есть проблемы с подрядчиками». Почему такая ситуация сложилась, отчего остаются нерешенными проблемы с качеством работ, а также что делать, чтобы сохранять в регионе перспективные дорожные кадры, кого нужно сажать в тюрьму, чтобы кардинально исправить ситуацию, «ФедералПресс» рассказал руководитель Волгоградского отделения Движения автомобилистов России, координатор проекта ОНФ «Карта убитых дорог» Армен Оганесян:
«Финансирование на самом деле действительно идет неплохое. А нехватка подрядчиков сложилась исторически. В 2009–2011 годах мы настолько угробили наших местных дорожников, что разбежались буквально все. Людям не платили вовремя или не платили вовсе, не принимали работы под всякими возможными предлогами. Люди брали кредиты, банкротились, разорялись. И когда началось нормальное финансирование, поняли, что в области отсутствует инженерная инфраструктура в виде местных компаний, на которые можно положиться. Вынуждены были приглашать ростовчан, самарцев и так далее. Васильев упомянул, что две «всем известные компании», выполнявшие крупные работы в нашем регионе, обанкротились. Я напомню, что это «Дорстройсервис» и «Трансстрой». С ними особая история, они засыпались на одном объекте, я бы сказал, с непонятными условиями работы. Шоссе Авиаторов, особенно на начальном этапе, – это же был полный бардак!
Мы помним, как в Гумраке не могли обеспечить безопасность, как там машины попадали в яму, как были недовольны жители. Только после наших, общественников, требований что-то начало меняться. Но почему этого не делали изначально? Многое просто не было заложено в документации, то есть изначально, я думаю, были проблемы с проектом. Я этого просто понять не могу. Когда ремонтируешь машину, ее сперва нужно поставить на тормоз, потом на домкрат и только потом лезть. Тут важную роль должен играть контроль со стороны заказчика. Кураторы должны спать на объекте, но следить, чтобы все делали правильно. А там этого просто не было.
С Комсомольским мостом ситуация вообще вопиющая. На конкурс не хотели выходить компании, боялись, что обманут. В итоге делала довольно известная фирма, но в строительстве, а не по дорогам, и точно никогда не делавшая мостов. Но это же беда, когда сапожник делает пироги, а не сапоги! И если до ремонта можно было смело ездить 60 км/ч, то после не больше 40, потому что движение приводит к жесткой вибрации стен дома по Коммунистической.
Я не против в принципе каких-то иногородних компаний, пока наши не выросли. Но, во-первых, мы не застрахованы от того, что такие истории повторятся. Во-вторых, все-таки нужно думать о том, чтобы были наши. Чтобы зарплаты и налоги платили здесь. Как говорится, кто не хочет кормить свою армию, тот будет кормить чужую. То же самое с дорожниками.
Местных специалистов уже просто не хватает: профильный вуз, который раньше выпускал около 100 человек, сейчас готовит, кажется, 10–12. И те сразу уезжают. Компаний нет, а в том же комитете им предлагают зарплату в 15–20 тысяч, которая привлечь не может.
«Бочаров сказал, что дороги в Волгоградской области самые лучшие, всем надо приезжать и учиться»
Тут нужно вернуться к стратегическому планированию. Планировать отрасль, ее развитие на ближайшие годы и выращивать специалистов. Это есть во всех странах, кроме самых неразвитых. Рынок рынком, но посмотрите на тот же Китай.
Некоторое движение в этом плане я вижу в том, что набирают обороты муниципальные предприятия Волгограда МБУ «Северное» и МУП ДСР. Но им еще пару лет нужно для нормального развития, и необходимо постоянно увеличивать их мотивацию.
Пока что многие у нас думают, как временщики: вроде как меня-то не коснется, да и ладно. Это ужасно и проявляется повсеместно. Это же главное зло! Ведь все чиновники, даже тот же губернатор, они не вечные. Но вот долги, кредиты, которые недавно область набирала, они останутся после них. И что это будет? Выжженная пустыня? Кабала для наших детей, а то и внуков? Всегда нужно, что называется, ножки протягивать по одежке.
С другой стороны, подрядчики тоже хороши. Ко мне часто обращаются, рассказывают, что они поработали, а денег им отдают мало или не отдают. Я сразу уточняю: «У вас точно все чисто? Тогда пойду за вас воевать». А он отвечает: «Ну там, конечно, есть немного…».
Простите, вы определитесь, вы хотите в рамках закона работать или хитрить? Если второе, то сами и разбирайтесь.
Дорожная сфера вполне позволяет честно зарабатывать. Но будет это, условно, не 10 рублей, а 5. Жадность – это плохое качество. Для дорожников в том числе. А чиновникам часто не хватает патриотизма. Не напыщенного, а настоящего. Трепетного отношения к своей работе и к своему городу-герою.
Вот практику переделывания, латания вроде как новых, но уже разваливающихся дорог я считаю аморальной. Этим сейчас гордятся, потому что не тратят дополнительных средств, в рамках гарантийных обязательств, но это неправильно в принципе! На второй год или после первой зимы не должно этого быть. Хорошая компания должна делать так, чтобы 5–6 лет дорога стояла как новая. В противном случае, по моему мнению, стоит привлекать к ответственности. Причем уголовной. Как только пару человек посадят, то все быстро поймут, что и как делать. И дорожники станут хорошо работать, и чиновники контролировать все этапы работ. А это самое важное. ОНФ не может и не должен делать это за них, мы участвуем в этом вынужденно. Общественный контроль вообще существует только потому, что реальный штатный контроль хромает.
Это в известном смысле вообще лишнее звено, если будут нормально делать. Но если не выполнят те условия, что я уже назвал, то, наверное, этого не будет никогда».
Фото: ФедералПресс / Ярослав Малых.