Трасса «Таврида» стала опасной для передвижения: за 30 дней здесь произошло 25 ДТП, и власти планируют вернуть маршруты туристических автобусов на старую дорогу. Примерно в это же время стало известно, что Крым получит 18,5 млрд рублей в рамках нацпроекта по ремонту проезжих частей. Изменится ли что-то в лучшую сторону после этого и с какими дорогами Крым встретит летний сезон – в интервью «ФедералПресс» с экс-министром транспорта республики Анатолием Цуркиным:
В Крыму, по заявлениям властей, не соответствуют нормативам 80 % автодорог, при этом суммы на их ремонт и содержание выделяются значительные. То есть, только 20 % дорог в нормальном состоянии – это много или мало в сравнении с другими регионами России?
– В Крыму около 14 тыс. км проезжих частей. Из них порядка 6 тыс. – трассы категории дорог межрегионального и федерального значения, в том числе «Таврида». Но они будут переданы в федеральную собственность только в 2020 году. Остальные 8 тыс. км – дороги муниципального и межмуниципального значения. Есть официальная статистка: 90 % федеральных дорог в России находятся в соответствии нормам, это те трассы, которые обслуживает Росавтодор. Что касается местного значения, то там ситуация печальная: только 20 % из них соответствуют нормам. Это данные по всей Российской Федерации. Так что Крым вписывается в российские реалии. Многие дороги, подходящие по стандартам, планируют передать в федеральную дорожную сеть именно потому, что Росавтодор показал хороший опыт в их содержании и доведении до стандартов.
Почему местные власти и подрядчики не могут решить те задачи, которые с успехом решает Росавтодор?
– Когда часть дорог перейдет в федеральную собственность, у местных властей уменьшится объем работ, и это положительно отразится на качестве работы. Содержание, доведение до действующих норм, ремонт дорог, – большая трудоемкая работа.
При Украине дороги капитально не ремонтировались. В рамках большого строительства мелкие структуры как крымские региональные не в состоянии освоить огромный объем средств. Нужны знания, грамотные технические задания, взаимодействие с подрядчиками, этого не хватает.
У Крымавтодора большое количество дорожных ремонтно-строительных управлений, но техника не отвечает времени, она морально устарела. Еще важный вопрос – отсутствие должного количества квалифицированных кадров, особенно среднего звена, не налаженная система взаимодействия всех служб между собой. У специалистов не хватает опыта работы. К тому же подрядчики с материка, которые выполняют строительство, сталкиваются с бюрократией. Крупные компании не хотят заходить из-за санкций. Да и работы на материке хватает, им не выгодно гнать технику за тысячи километров в Крым. Мы должны растить своих местных подрядчиков, давать им возможность работать, обновлять технический парк, развиваться профессионально, чтобы решить кадровый вопрос.
Сергей Аксенов заявил, что до 2024 года в нормативное состояние приведут 53 % крымских дорог. На это в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» будет выделено 18,5 илрд рублей. Участие в нацпроекте позволит региону существенно улучшить качество дрог?
– У нас многие дороги строились десятилетия назад. Они по ряду параметров соответствуют еще советским ГОСТам 60-70-х годов. А они пересматривались несколько раз: сначала в 90-е, потом в 2000-е.
Дороги необходимо доводить до современных стандартов, они должны соответствовать скоростному режиму, режиму изгибаемости, оборудованию инфраструктурными объектами и так далее. Примерно это в рамках реконструкции и капитального ремонта и должно быть сделано. Росавтодор будет делать независимо от властей республики свои федеральные трассы, а Крым – муниципальную сеть.
За 30 дней эксплуатации на «Тавриде» произошло 25 ДТП. Власти говорят, что возможно, туристическим автобусам придется ездить летом по старой дороге, а водителям – сбавить скорость, хотя и так ограничение 60 км/час. Почему «Таврида» стала опасной?
– Пока выводы делать рано. Открыто только, по сути, техническое движение по двухполосному участку – мы едем по стройке, а не по дороге. Там есть много сложностей. Нельзя сказать, что «Таврида» опасна. Нужно смотреть на каждый случай отдельно, из-за чего случилась авария: не убран снег или нарушен скоростной режим, что часто происходит.
Но есть главный момент: сама смеха организации дорожного движения составлена некорректно. Подрядчик говорит, что установил все знаки, но по факту половина из них не видна: знаки мелкие, направления невозможно увидеть, нет указателей опасных, закрытых поворотов. Да, скоростной режим нарушается часто, но если бы водитель хотя бы видел, что через 500 метров будет опасный поворот, он бы снижал скорость. А так просто поставили ограничение 60 км/ч и сказали: «Вы сами виноваты, вы скорость не соблюдаете».
В последнее время говорят о якобы вводимом с 1 мая 2019 года ограничении движения для грузовых коммерческих автомобилей по Крымскому мосту на летний период. Рассматривается возможность возобновления паромного сообщения для транспорта тяжелее 12 тонн. Так ли это?
– Говорили, что вообще закроют мост для грузовиков, у водителей паника началась уже. Как пояснил нам Минтранс и другие коллеги, никакого перекрытия не будет. Ежегодно ведомства с увеличением температуры более 30 градусов ограничивают движение транспорта общей массой свыше 12 тонн по дорогам своего подчинения. Такая практика была с 2014 года в Крыму, машины днем стояли, а ночью ехали. И на мосту будет такое же ограничение: с 10 до 18 часов проезд для грузовиков будет ограничен, чтобы при высокой температуре не продавливать колею, так как асфальт сильно разогревается.
В проекте «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Крым занимает первое место по стране по количеству добавленных участков. Причем, только 14 % объектов, добавленных на карту, отремонтировали. Для сравнения, в Севастополе этот показатель выше в 3 раза. Как вы оцениваете качество ремонта, который проводится на крымских дорогах?
– Минимальный гарантийный срок на капитально отремонтированную дорогу должен быть 5 лет, а по контрактам, который заключают муниципалитеты, – 2 года. Например, дорожное полотно одной из улиц Симферополя было отремонтировано 2 года назад, а сейчас там делают ямочный ремонт.
Нам пояснили, что гарантийный срок закончился в ноябре 2018 года, претензии подрядчику предъявить невозможно, и город ремонтирует дорогу за свой счет. Но ямы же там не вчера образовались! Работы по контролю соблюдения самого качества не ведутся. Построили – и оно через полгода развалилось. Для сравнения: участок дороги из Симферополя в Ялту, который был построен в 2012 году. Дорогу делал московский подрядчик, а качество жестко контролировалось. За эти годы на ней ни одной латки не было поставлено.
Район «Старый город» в столице Крыма. Там вообще нет дорог, одни ямы. По словам местных жителей, последний раз там был ремонт 50 лет назад. Почему власти игнорируют этот район уже пять лет?
– Там же нет канализации, и сначала нужно ее сделать. Смысл стелить асфальт, а потом копать канализацию? Пропускных мощностей канализационного коллектора в центральном районе не хватает, планируют строить новый, пока никак. Надо хотя бы КАМАЗ щебня высыпать, чтобы люди не тонули в лужах по пояс, но этого тоже не делается. А еще многолетние перипетии идут: расселять район, все сносить и строить там с нуля или делать реконструкцию, создавать уникальное историческое место, как в Евпатории. Концепции развитии «Старого города» нет, потому и нет движения.
Какие все-таки перспективы развития дорожно-транспортной инфраструктуры Крыма?
– Пока мы не начнем стимулировать развитие собственных подрядчиков и контролировать качество работ, о каких-то перспективах говорить сложно. Если мы начнем это делать завтра, то в течение 2-3 лет сможем привести к нормам значительное количество дорог.
Многое также зависит от объемов выделяемых средств, так как Крым – дотационный регион. Около 100 млрд в год полуостров получает на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, но в этих деньгах «сидит» трасса «Тавдира», на нее уходит 50-60 %. Если суммы дотаций оставят на прежнем уровне и после завершения «Тавриды», то Крым улучшит качество дорог достаточно быстро.
Фото:simadm.ru