Эксперты Финансового университета при правительстве установили, что россияне стали реже брать ипотечные кредиты и банковские депозиты, к такому выводу они пришли после анализа опроса населения, проведенного весной и летом 2019 года в городах с населением выше 250 тыс. человек. О том, в чем причины таких изменений, рассказал Владимир Рожанковский, LIFA, эксперт «Международного финансового центра»:
«Во-первых, я не согласен с мнением уважаемой исследовательской организации, что россияне стали реже брать кредиты. Вся статистика свидетельствует об обратном: за истекший год объем выданных банками потребительских кредитов вырос более чем на 20% - причем, как известно, это обстоятельство не привело к пропорциональному росту потребительского спроса, что свидетельствует в пользу версии о приоритете рефинансирования существующих кредитов над новыми заявками. Об этом же говорит и статистика – в том числе, и последние данные на сайте ЦБ РФ.
Я предполагаю, что исследователи имели в виду другое – а именно, они хотели сказать, что доля ипотечных в общем объеме портфелей частных кредитов банков в последние месяцы снижается, и это правда. То есть, правильным образом вопрос должен быть поставлен следующим образом: почему доля ипотеки в совокупных частных кредитах начала демонстрировать тенденции к снижению?
Второе уточнение: шеринг – это не аренда. Шеринг – это скорее, общежитие. Главное его отличие – в том, что молодые люди в этом случае ищут в комьюнити себе подобных, друзей с похожими интересами, с которыми они хотели бы делиться и обмениваться разными предметами обихода, книгами, учебниками, передвижными средствами. Таким образом, это – их ответ на скромные бюджеты, на отсутствие гарантий работы по окончанию университетов и институтов, на гигантские, плохо погашаемые студенческие образовательные займы. То есть, раньше, в 90-е-00-е у молодых сотрудников компаний, банков и, в равной степени – тех, кто начинал свои карьеры на производстве основным желанием было как можно быстрее приобрести свою первую недвижимость (квартиру или дом), чтобы создать семью. Это, к слову, стимулировало и популяризировало семейные ценности.
Сейчас у молодого поколения «миллениалов» приоритеты резко изменились. Пресловутая «американская мечта» – это уже не владеть домом, а просто найти высокооплачиваемую постоянную работу. И все. При этом сам факт наличия такой работы больше не является для молодых людей достаточным основанием для наращивания долгосрочных кредитов – в первую очередь, ипотеки, во вторую – автокредитов. Молодые люди часто интуитивно понимают, что в современном мире все зыбко и шатко: сегодня работа у них есть – завтра ее уже может не быть. Отсюда – рост некоей разновидности инфантилизма, нежелание связывать себя пожизненно теми или иными существенными обременительными обязательствами. В общем-то, такую позицию можно понять – особенно, если представить себе, что в силу их юного возраста, им просто не с чем сравнивать. Они ведут себя в достаточной мере рационально. Другой вопрос, что современное общество пока не готово им предложить существенно лучших условий, и, по моему мнению, ситуация эта не является терпимой и требует вмешательства государства, в котором формируются жизненные ценности этого поколения. Государства же пока сильно заняты сами собой и избираемостью их лидеров».