На прошлой неделе Счетная палата выдала предварительные результаты расходования бюджетных средств по нацпроектам: по итогам первого полугодия была освоена треть средств от запланированных на этот год. Отставание от графика немаленькое. Например, по линии «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» было потрачено только 24 % от годового плана, на «Повышение производительности труда» ушло 18 % от запланированных расходов, на «Безопасные и качественные дороги» и «Экологию» – по 12 %, а на «Цифровую экономику» – и вовсе 8 %. Это явно не та экономия, которая помогает защитить федеральный бюджет от разбазаривания. Идет сокращение инфраструктуры, ухудшение условий для развития бизнеса и комфортной жизни людей. Комментирует Анна Вовк, член российской Торгово-промышленной палаты, бизнес-консультант, генеральный директор компании «Национальная дистрибьюция»:
«Причин отставания от графика много. Налицо неподготовленность к началу реализации, многие вопросы (такие как выделение средств регионам) решались уже по ходу дела, с бизнесом договориться об инвестициях бывает непросто (государство в нацпроекты вкладывает 18,1 трлн рублей, а 7,5 триллиона – внебюджетные источники), но есть и исключительно технические преграды, которые тормозят реализацию нацпроектов на каждом шаге.
Нельзя просто взять и потратить бюджетные деньги так, как душе угодно. Это будет серьезнейшим нарушением законов. Для того чтобы потратить деньги на что-то, необходимо провести тендер и определить победителя, который будет либо выполнять какие-то работы, либо поставлять какую-то продукцию. И здесь возникает масса проблем из-за несовершенства законов, которые описывают и регулируют процесс госзакупок. Их у нас два: 44-ФЗ описывает закупки бюджетных учреждений, а 223-ФЗ – закупки госкомпаний.
Для бизнеса просто стать участником госзакупок – крайне непростая задача, а уж победить и вовсе могут только избранные. Если крупные компании могут позволить себе штат сотрудников, которые специализируются на госзакупках и разбираются во всех деталях, оказывают уникальные услуги с минимальной конкуренцией, то малым предприятиям крайне непросто пробиться. Опять-таки, это тормозит процесс закупок и все процессы реализации нацпроектов. На необходимость модернизировать процедуры, чтобы упростить закупки малого объема, недавно обратил внимание сам Минфин. Значит, действительно тянуть больше нельзя.
Одной из самых труднопреодолимых преград для малых предприятий является неопределенность. 44-ФЗ – как лоскутное одеяло, состоит из сплошных заплаток. Хоть и появился он относительно недавно, в 2013 году, он стал наследником 93-ФЗ от 2005 года и уже успел накопить более 100 различных подзаконных актов, которые проясняют отдельные моменты, но иногда и просто противоречат друг другу. Чтобы сделать все в соответствии с правилами, надо потратить массу времени. Не каждый решится на такое. Но даже подробное штудирование законов не избавляет от неопределенности. У нас суды до сих пор не пришли к единому мнению о том, как заказчик должен описывать заказываемые товары и услуги. Кто-то описывает их настолько подробно, что предприниматели сразу осознают невозможность соответствовать всем требованиям, а кто-то дает такое расплывчатое описание, что и вовсе непонятно, что же требуется.
Попытки влезть в госзакупки с такими условиями – это очень большой риск, который может поставить крест на бизнесе. Победил в неясном конкурсе – рискуешь провалить задание и получить ворох проблем и судебных разбирательств. Пошел участвовать в конкурсе и не получил контракт – просто потерял деньги. Да, за участие в госзакупках приходится платить. Исполнитель в большинстве случаев должен показать, что у него есть средства для исполнения заказа. Заказчик может не требовать обеспечение только при закупках на сумму до 1 млн рублей. А дальше требуется или внести на спецсчет, или предоставить банковскую гарантию в размере от 0,5 до 5 % от начальной цены контракта. То есть либо свои средства надо заморозить, либо заплатить банку. Оба случая неприятны.
Нет никаких сомнений в том, что модернизировать систему госзакупок необходимо. Вопрос только как. Изобретать велосипед не надо: госзакупки проводят во всем мире и процедура хорошо отработана. В США порядка 20 % ВВП приходится на госзакупки, в Германии и Франции – примерно по 25 %. И их основа – это стабильность и прогнозируемость. Так, в США основная законодательная база по госзакупкам действует с 1984 года. Темных моментов за это время просто не осталось. У нас же изменения вносятся постоянно – новые редакции закона, зачастую радикально отличающиеся от предшествующих, выходят ежегодно. Благодаря планированию госзакупок исполнители могут заранее подготовиться к выполнению контракта, а условия не становятся сюрпризом: в большинстве стран Европы и США действуют библиотеки типовых договоров.
В США также обязательными являются прямые переговоры между заказчиками и исполнителями. У нас контракты заключаются вслепую (считается, что это снижает уровень коррупции, но зачастую только открывает новые лазейки для манипуляций) просто по предложенной цене. Не обладая всей информацией о товаре, бизнес не в состоянии предложить лучшую цену в отличие от мошенников, которые либо вступили в сговор с заказчиком, либо вовсе не собираются выполнять контракт. А прямые переговоры гарантированно устраняют все неопределенности в заказе.
Если все оставить как есть, то бюрократические преграды так и продолжат тормозить реализацию нацпроектов: на одних только соглашениях с крупнейшими компаниями России далеко не уедешь. Та же модернизация больниц и объектов культуры в регионах – это все работа для местных представителей малого бизнеса. Без реформ шансы уложиться в отведенные сроки и смету стремительно снижаются. Первое полугодие 2019 года уже наглядно это продемонстрировало. А ведь предпринимателям не хватает совсем немного: понимания того, что же требуется заказчику, и стабильности законов».