Возможность перехода на четырехдневную рабочую неделю стала одной из наиболее обсуждаемых инициатив российских властей. Кто-то называет ее утопией, кто-то – возможностью сделать рабочий день продуктивнее. Одной из главных причин нужности такой реформы называют низкую производительности труда: дескать, сотрудники предприятий треть рабочего времени вообще ничего не делают. Однако эксперты считают, что дело в другом. Речь, скорее всего, идет о банальной нехватке денег на развитие экономики. Об этом «ФедералПресс» рассказал доктор экономических наук Андрей Гудков:
«Как бы нас ни пытались убедить в обратном, производительность труда не зависит от загруженности конкретного работника. Она зависит от более серьезных вещей, в первую очередь – от технологического оснащения, от качества оборудования и технологий. Это напрямую коррелирует с долей инвестиций в валовом внутреннем продукте. И здесь у нас есть проблемы. Сейчас в России доля инвестиций в ВВП составляет 20-21 %. Нормой является 25 %. В Китае, у которого активно развивается экономика, доля инвестиций превышает 30 %. И производительность труда там, соответственно, выше. Очевидно, все это не имеет связи с тем, как сильно загружен тот или иной работник.
Более того, у нас по сравнению с теми же Соединенными Штатами выше уровень эксплуатации отдельно взятого сотрудника. То есть у россиян чаще возникает необходимость работать внеурочно. Другое дело, что Россия пока не может быстро увеличить количество инвестиций в ВВП – для этого пока не хватает ресурсов. Все-таки экономическая ситуация в стране не самая лучшая. И мне кажется, что эта ситуация связана с возможным внедрением четырехдневной рабочей недели.
Посудите сами: дополнительный выходной по-настоящему обрадует только бюджетников – от учителей до чиновников. И то, если не скажется на заработной плате. На коммерческую сферу еще один выходной вряд ли окажет серьезное влияние. Там другой принцип работы – есть товар, его надо продать. Все-таки у нас не плановая экономика.
Вся эта реформа в итоге может закончится тем, что у нас просто отменят ограничения на продолжительность рабочей недели и трудового дня. То есть людей начнут еще сильнее эксплуатировать. Ведь рецептов для того, чтобы «раскрутить» экономику, не так много. Нужно или хорошо в нее вложиться, или заставить людей работать в несколько раз больше. Есть подозрения, что в России хотят внедрить второй вариант».
Фото: ФедералПресс / Александр Сафронов
Переход на четырехдневку