В России могут резко вырасти цены на водку. С соответствующим предложением к Минфину РФ обратился Союз производителей алкогольной продукции. Есть мнение, что в этом случае потребитель будет массово запасаться спиртным на черный день, а не имеющие средств на качественный алкоголь – травиться дешевым спиртом или боярышником. Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз рассказал «ФедералПресс», почему рост цен на водку не более чем профанация:
«На сегодняшний день реальная цена занижена на 20–25 рублей. Это происходит из-за того, что отпускная цена завода-производителя гарантирована и определена государством в размере 181 рубль. Наценка оптового эффекта вне зависимости от климата в экономике составляет 20 процентов. Причем 10 % из них – накладные расходы, а наценка розницы – 30 %. В итоге общая наценка условно составляет 50 %. Получается простая математика: 181 рубль + 50 %, и мы получаем 270 рублей – столько должна стоить бутылка водки, а не 215. Причем если вспомнить 2014 год, то тогда минимальная цена за водку была 220 рублей, и это было честно. Прошло пять лет, и за это время акцизы практически не повышались, но инфляция-то набегала. Когда начался кризис, то вместо того чтобы разработать различные схемы по водке, сделав легальный и нелегальный сектор, власти опустили цену. В связи с этим сегодня официальная розничная цена занижена, но это процесс ценообразования.
Между тем у нас в стране мощно работают сами сети. Владельцы делают наценку минимум 30 %, а потом еще с производителя забирают 10 % в виде так называемого бонуса. Даже если 181 рубль + 30 %, это уже 235 рублей. Вот эту цену предлагают производители, которая также отнюдь не честная.
Окажет ли повышение цен на водку какое-либо влияние на потребительский рынок? Могу сказать точно, что никакого. Все просто: с 2010 года все потребители разделены на две группы. Те, кто пьет в легальном секторе, покупая у официальных поставщиков алкогольной продукции, – для них это подорожание вообще не заметно. Те, кто пьет суррогат по 50–100 рублей, тоже не обратят внимания на повышение цен, поскольку им все равно, сколько стоит водка в хороших магазинах. Они за ней не пойдут, у них зарплата не позволит.
Сейчас власти пытаются восстановить честную цену. Нормальный мужик больше четырех бутылок водки в месяц не выпивает. Давайте решим опять простую математическую задачку: умножим четыре на 20 рублей подорожания. В итоге получаем 80 рублей в месяц. Это несущественное поднятие. Поэтому государство будет каждый год повышать цену хотя бы на уровень инфляции – так же, как планирует ставку акциза. Любое производство, в том числе и алкоголя, – чистой воды экономика.
За последние десять лет ничего не изменилось, в России не стали пить меньше. При этом изменилась структура потребления и структура населения. Так, десять лет назад цена самой дешевой водки в легальном магазине – 50 рублей, сейчас – 230 или 240 рублей. В итоге водка подорожала почти в пять раз. Отсюда и объем продаж ликероводочных изделий упал больше чем в два раза, но это не народ протрезвел, а просто был создан гигантских размеров суррогатный рынок, куда ушел потребитель вместе с той продукцией, которая стоит 50–100 рублей. В итоге государство ростом цен на водку в легальной рознице спровоцировало создание суррогатного рынка и не знает, что с этим делать. Мое мнение – можно делать все что угодно, вплоть как в Твери с вертолета окроплять святой водой регион, но ничего не спасет ситуацию. Пока минимальная заработная плата в России не будет 23–25 тысяч рублей, суррогат не искоренить».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин