В Омске прошел митинг против строительства завода по производству фенола. Его планируют открыть на базе ГК «Титан» по соглашению с японской корпорацией Sojitz Corporation. Появление нового промышленного предприятия вызвало негодование среди горожан, которые регулярно жалуются на химические запахи в воздухе. Почему экологическую проблему в Омске не могут решить несколько лет и, может, стоит прислушаться к мнению горожан, которые стали все чаще выходить на экологические протесты? Своим экспертным мнением на этот счет с «ФедералПресс» поделился омский экоблогер Владимир Лифантьев, публикующийся на интернет-ресурсах под псевдонимом Орис Брут:
Экологический вопрос остро назрел весной 2017 года, когда было зафиксировано превышение ПДК загрязняющего вещества этилмеркаптан в 400 раз. С этого момента люди стали эту ситуацию держать на контроле. Между тем о проблемах экологии в Омске говорили и раньше, стоит вспомнить митинги против строительства кремниевого завода, когда абсолютно все выходили с протестом, но общественным нервом она стала именно в 2017 году. Если задаться вопросом, почему же так и не нашли источник выбросов, то ответ здесь довольно прост: нельзя одно или два предприятия обвинить в фактических выбросах. Я думаю, что выбросы фиксируются почти на всех предприятиях, надо только смотреть, кто сколько вкладывает в обновление парка установок. Другая причина того, что источник выбросов не был найден, в том, что наши надзорные органы не имеют рычагов давления. В частности, министерство природных ресурсов и экологии Омской области, которому, по сути, не подведомственны предприятия химического сектора и предприятия первой категории опасности. Они не уполномочены проверять их или штрафовать. Конечно, существует отделение новосибирского департамента Росприроднадзора – федерального органа, уполномоченного надзирать над предприятиями первой категории опасности. У них есть договор с властью, но в рамках данного документа они делают замеры на источнике выброса, то есть на самом предприятии. Для того чтобы попасть на предприятие, необходимо двое-трое суток, а исходя из парадигмы, что все выбросы – ситуация внештатная, все прекрасно понимают, что за это время любая проблема решается и уже замерить ничего не удается. На мой взгляд, вся эта беготня по кругу – системная ошибка. Недавно приняли ФЗ № 292 согласно которому каждый источник выбросов на предприятиях первой категории опасности должен быть оборудован датчиком оперативного реагирования на объемы превышения по предельно допустимым выбросам (ПДВ). К сожалению, на практике это пока не делается, поскольку закон только вступил в силу и необходимо время на реорганизацию. Фактически поднадзорная система не имеет возможности поймать за руку. Существующие претензии Росприроднадзора отражаются в формальной плоскости за несоответствие документов. Фактически мы топчемся на месте.
Омск находится в нефтехимическом секторе, а это, как правило, выбросы бензольной линии, и увеличение машин в городе дает суммацию с выбросами предприятий. Омск уже давно потерял статус города-сада. Если в 1997 году все утопало в зелени, в том числе и в тополях, которые насадили в советское время не случайно, поскольку они собирают на себя много грязи, то сейчас этого ничего нет. Сам план градостроения неукоснительно ведет нас к тому, чтобы оказаться в состоянии экологического бедствия. Новое руководство, конечно, пытается внести поправки в имеющийся план, но надо понимать, что застройка фактически совсем иная. Я считаю, что надо садиться за стол переговоров, составлять вместе с учеными новый план развития города. Предприятия ловить надо, но это не должно быть панацеей, а скорее публичными карами. Если Омск и дальше будет развиваться без зелени, то даже со всеми пойманными предприятиями город будет задыхаться.
Я считаю, что мнение жителей города – эмоциональный посыл. Во время митингов обычно предъявляют претензии к имеющейся власти, а потом начинают выдвигать требования, которые не несут в себе какой-то конкретики. Чиновники и без того понимают, что в городе большие экологические проблемы, поскольку они дышат тем же самым воздухом. Вопрос в том, что на данном этапе нет договоренностей между жителями и чиновниками. Я давно предлагаю совместно с научным сообществом проводить независимые исследования, но это работа не одного дня. Надо понимать, какой город мы оставим нашим детям и внукам. Если горизонт планирования дальше следующих выходных, то надо понимать, что к вопросу экологии надо подходить системно. К сожалению, никаких действий в эту сторону я пока не вижу.
Я не удивлен тому, что люди стали чаще выходить на экологические митинги. Эта тема просто стала модной. С другой стороны, тема экологии в Омске – живой нерв, и она настоящая. Люди будут приходить, пока вопрос не будет решен. Я вижу, что желание решать экологические проблемы в городе есть. Хватит ли на это ресурсов – денежных, интеллектуальных, управленческих – не готов говорить. Это долгий путь».
Фото: pxhere.com