Россиянам стало чуточку лучше жить. Такие выводы можно сделать на основе данных Росстата по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств. Судя по показателям, доля наименее обеспеченных россиян – тех, кому дохода хватает только на еду и недостаточно на одежду и оплату «коммуналки», – снизилась на 1 % во втором квартале 2019 года по сравнению с первыми тремя месяцами. А доля домохозяйств, которые считают, что им хватает на еду и одежду, но совершать покупки товаров длительного пользования они себе не могут позволить, увеличилась на 0,2 %. Позволяет ли это говорить о наметившейся тенденции к росту благосостояния? Ведущий специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав Петр Бизюков предполагает, что речь идет о каких-то манипуляциях с цифрами:
«Заявления о растущих показателях, пусть и незначительных, противоречат тому, что мы видим в реальности. Мало того, сам Росстат в последнее время был уличен в неоднократном манипулировании цифрами в угоду политическим интересам.
Я не вижу основания доверять тому, что что-то выросло. Предполагаю, что за этим стоят какие-то манипуляции с цифрами. Да и с какой стати что-то будет расти и меняться? Никакого экономического рывка не случилось. Для того чтобы что-то изменилось завтра, должно что-то произойти сегодня. А то, что происходит сегодня, говорит скорее о том, что улучшений ждать не приходится.
Меня, например, убеждают в этом планы на четырехдневку. Когда говорят о переходе на сокращенную рабочую неделю, никто не поясняет относительно заработной платы. Что с ней будет? Либо мы станем работать четыре дня в неделю, но десять часов. Либо четыре дня по восемь часов, но с соответствующим уменьшением зарплаты. Ясности никакой. А самое главное, что нет понимания, чем это вызвано.
Какие такие события заставляют нас уменьшать долю рабочего времени, приходящегося на человека? У меня есть только одно объяснение: нас ждет безработица. И вот, чтобы работодателям нужны были рабочие руки, потеснят в рабочем времени тех, кто имеет работу, и дадут возможность тем, кто теряет работу, встроиться в существующую структуру рабочих мест. Это разве можно назвать улучшением?»
Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин