В Москве прошел первый форум по вопросам устойчивого развития «Общее будущее». В мероприятии приняли участие представители бизнеса, власти, ученые и общественники. Они обсуждали 17 целей устойчивого развития, утвержденных ООН в 2015 году. Свое мнение по поводу заинтересованности разных сторон в достижении целей устойчивого развития и соприкосновении их с национальными проектами высказал Николай Николаев, председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям:
«Органам государственной власти задача поставлена – пусть они создадут будущее счастье. Это будущее счастье разложено на целевые и промежуточные показатели. Да, цели нацпроектов были установлены президентом и соответствуют тем потребностям, что есть у страны, у общества, у экономики. Но дальше эти показатели преломлялись на небольшие промежуточные показатели, на различные мероприятия. Кто это делал? Я повторюсь, это делали те люди, те представители министерств, ведомств, которым предстоит отчитываться за исполнение этих показателей. В этой связи, конечно, возникает вопрос: насколько адекватны показатели? Действительно ли они приближают нас к этим целям? Практика показывает, что, помимо формального исполнения тех или иных цифр, нам не хватает фактического исполнения. Вроде цифры привели в порядок, а вот преобразования не хватает, его не ощущается. Нужна разница к подходам при формировании этих целей.
В выполнении целей устойчивого развития предполагается участие бизнеса, разных стран, это некий консенсус. А задача нацпроектов – это задача правительства. И мне кажется, что связка может возникнуть, только если диалог будет организован. И не лишним было бы спросить, согласно ли общество с такими целями и с такими формулировками. И формулировки бывают странные.
Я приведу пример – показатели по участию общества в тех или иных мероприятиях. В одном из национальных проектов есть такой показатель, что определенное количество людей (кажется, 4,5 млн человек) должно участвовать в волонтерских акциях. А если их будет не 4,5 миллиона, а четыре – что изменится? 4,5 млн человек должны по одному разу принять участие или 450 человек, но по нескольку раз?
По таким целям отчитаться можно уже сейчас. И как подсчитывать? Если показать по телевизору какую-то волонтерскую акцию, то если я телевизор смотрю и вроде как переживаю, то я вроде как принял участие. Там же не написано, каким образом надо принимать участие.
Мне кажется, здесь очень важно организовать диалог, связанный с обсуждением и того, как реализуются цели, и прежде всего того, как они ставятся. И я вас уверяю, что при вот таком диалоге возникновение даже формальных точек соприкосновения между целями устойчивого развития и национальными проектами, госпрограммами будет значительно больше.
Такие площадки, как наша, – это попытка организовать вот такой диалог. Это пример того, как нам сближать вот эти позиции. Целей устойчивого развития нельзя достичь, если работать будет только государство. Правительство может как-то стимулировать, может создавать условия для общества, но только правительство целей устойчивого развития не достигнет. Сколько угодно можно принимать законы, выделять деньги, но проблему с мусором удастся решить, если каждый из нас его будет сортировать.
Если нет – ничего не получится.
Если мы будем говорить о необходимости сокращать те же самые парниковые выбросы, но бизнес будет активно сопротивляться и не будет соглашаться с тем, чтобы выполнять соответствующее законодательство, – тоже ничего не выйдет. Но если правительство не создаст условия для того, чтобы финансовая отчетность стала обязательной в нашей стране, то о целях устойчивого развития можно будет говорить, но не в практическом плане.
Поэтому основная задача – организовать диалог между заинтересованными сторонами, организовать его неформальным, потому что есть рабочие группы, надо реагировать на все эти запросы».
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева
Национальные проекты