В России появится новый сопроводительный документ на автомобиль «Этикетка энергоэффективности». В нем будет содержаться информация, сколько углекислого газа выделяет транспортное средство, а также количество потребляемого им топлива на 100 км движения. Эколог и профессор ОмГУПС Сергей Костарев поделился с «ФедералПресс» мнением о том, поможет ли это в решении экологической проблемы, что делать со старыми машинами и станет ли этот документ очередной нагрузкой на автомобилистов:
«Старые автомобили будут по-прежнему эксплуатироваться и продаваться на вторичном рынке. В данном случае речь идет об автомобилях с конвейера. Данный документ носит противоречивый характер, поскольку тут вопрос не только экологии, но и экономики. В России привыкли, что экономика только ради денег: мы готовы жертвовать здоровьем, окружающей средой и человеческими отношениями. Но мир давно перешел на другую стадию, где экономика – одна из трех составных частей развития: экономика, экология и социальное устройство. Все это называется «устойчивое развитие» – принцип, который во всех развитых странах считается основным. Конечно, с точки зрения экономики водители пострадают, ведь им придется платить за использование «плохого» автомобиля. Однако с экологической точки зрения они выиграют, поскольку воздух будет гораздо чище и человеку не придется больше затыкать нос, когда он выходит на главную магистраль.
Я считаю, что введение всевозможных ограничений на использование любых автомобилей, кроме электрических, – шаг к оплате качественного воздуха. Если водитель платит больше за эксплуатацию «плохого» автомобиля, он должен понимать, что это компенсация губительного воздействия на природу. В случае если он не желает оплачивать – пусть пересаживается на велосипед или покупает новый автомобиль. Иначе это не работает. Странно слышать от человека, что он хочет ездить на автомобиле, но при этом не обращать внимания на свое здоровье. Согласитесь, что для современного мира довольно странная логика. Если раньше пагубное влияние автомобилей на экологию было нормой, то сейчас ситуация поменялась. Автомобиль уже давно перестал быть роскошью и приоритетным средством передвижения. Появились, к примеру, электрические самокаты. Можно ездить на велосипеде, ездить на трамвае или просто ходить пешком. Ничего нового здесь не придумали, просто мы идем в хвосте современного прогресса, сильно отстаем. Люди считают, что лучше они поставят автомобиль на детскую площадку, поскольку количество мест для парковки ограничено, а дети пусть играют под колесами. Увы, не все понимают тот риск, который несет автомобиль, а когда поймут – не станут возражать.
Решение этого вопроса затянется на практике, потому что происходит лоббирование интересов автопромышленников и продавцов автомобилей, а также существует слабая осведомленность граждан и низкий уровень общей культуры, потому что для нас автомобиль больше предмет гордости, чем средство передвижения. При этом необходимо улучшить общественный транспорт, тогда люди сами откажутся от машин и будут использовать их только для дальних поездок. Это должно поменять сознание людей и отношение к общественному транспорту. Это несложно, поскольку люди сейчас много ездят по миру, смотрят различные передачи и слушают грамотных людей. Думаю, лет через двадцать пять все будет хорошо. А может, раньше».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин