Американские конгрессмены продолжают усиливать давление на администрацию Дональда Трампа, которая не желает вводить жесткие антироссийские санкции. На днях комитет Сената по международным делам рассмотрит три законопроекта об ужесточении политики к России, включая санкции против рынка госдолга, ЦБ РФ, трубопроводов, а также признание РФ страной-спонсором терроризма. Он требует ввести ограничения на инвестиции в российский госдолг, которые, в отличие от уже действующих санкций, должны распространяться не только на валютные, но и на рублевые бумаги, где нерезиденты, по данным ЦБ, держат 44 млрд долларов. Комментирует Марк Гойхман, руководитель группы аналитиков «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий):
«Адские санкции» были бы очень чувствительны для России, прежде всего в том, что касается блокировки внешнеэкономических расчетов в долларах и фактического ареста долларовых активов российских банков.
Но вероятность окончательного принятия санкций в предлагаемом сенаторами виде достаточно невелика. Об этом говорит прежде всего то, что они не были приняты в гораздо более подходяшей для них напряженной ситуации ранее в течение 2019 г. Ведь санкции имеют даже не две, а три «стороны медали». И основная сторона была направлена даже не столько против России, сколько против Д.Трампа со стороны законодателей. Но так и не была найдена связь между Д.Трампом и гипотетическим вмешательством России в выборы.
Соответственно, санкции во-первых, не могут ослабить внутренние позиции Д.Трампа. Во-вторых, снизилась вероятность их поддержки его однопартийцами-республиканцами в Конгрессе. В-третьих, и у самого Д.Трампа, избежавшего подозрений в данном контексте, нет намерений утвердить их для избежания упреков в лояльности России.
Итак, основная сторона «медали» – направленность против Д.Трампа – потеряла актуальность. Вторая сторона – направленность против России – остается. Но вряд ли она окажется важнее третьей стороны - обратном воздействии санкций на бизнес в США. Именно для прагматичного американского бизнес-лобби немаловажно в политическом угаре не навредить собственным интересам.
Отказ от покупок ОФЗ России снизил бы возможность институциональным инвесторам в самих США получать доходность в 6,3-6,5% годовых при высокой надежности, в то время как, например, американские трежериз дают не более 1,8-2%. Вредны будут для американских банков и запреты на расчеты через их корсчета в долларах. Это ограничит приток средств, нанесет удар репутации банков как универсальных мировых финансовых институтов, подорвет внешнеторговые контакты США и России, что нанесет удар бизнесу в США.
Если же гипотетически предположить все же принятие санкций, то даже в этом случае последствия для России будут крайне неприятными, но не катастрофическими. За последние месяцы последствия таких внешних опасностей снизились. Профицит бюджета, торгового и платежного баланса, низкий уровень госдолга к ВВП, резко возросшие международные резервы, укрепление рубля с 70 до 63 руб/дол., частичное формирование альтернативной системы международных расчетов, снижение доли в них доллара – все это позволит нашей стране смягчить удар. Но санкции способны повлиять на отток спекулятивного капитала, что способно поднять в среднесрочной перспективе процент по гособлигациям в район 7,5-8%, курс доллара к рублю – к 66-67 руб., инфляцию – вновь к 5%. Это гипотетически может остановить намеченное в 2020 г. дальнейшее снижение ключевой ставки ЦБ и ограничить темп роста ВВП в пределах 1% в год.
Однако, в связи с переносом 12 сентября рассмотрения вопроса о санкциях в Сенате, все это – предмет для обсуждения уже в 2020 г».
Фото: pxhere.com