В современном мире экономическое благосостояние страны и ее граждан тесно связано с образованием. Население Российской Федерации одно из наиболее образованных в мире – по доле населения с третичным образованием наша страна занимает второе место среди всех стран, уступая только Канаде. Тем не менее Россия не полностью использует тот потенциал, который обеспечивают образованные люди страны. Причины этого проанализировал в своем докладе «Российское образование в контексте международных индикаторов» директор Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович. Краткие тезисы доклада «ФедералПресс» предлагает вашему вниманию:
«С позиции мировой тенденции ВВП нашей страны, соответствующий уровню образования населения, должен быть в два раза выше. Понятно, что на уровень благосостояния страны влияет не только образование населения, но и другие факторы. Однако Россия не в полной мере использует преимущество, которое должен был бы обеспечить ей высочайший уровень образования населения.
Среди людей, имеющих третичное образование, в России гораздо больше, чем в других странах, обладателей дипломов о среднем профессиональном образовании (СПО). В общей численности жителей нашей страны старше 24 лет, имеющих третичное образование, выпускники программ СПО составляют 44 %, а бакалавры, специалисты и магистры – 55 %.
Среди лиц, имеющих третичное образование в нашей стране, по сравнению с другими странами доля женщин выше, одновременно уровень экономической активности женщин в России, как и в других странах, ниже, чем у мужчин. Это приводит к снижению средних показателей экономической активности населения с третичным образованием, то есть доли людей, которые выходят на рынок труда и участвуют в экономической деятельности (создании ВВП), повышая благосостояние страны.
Особенность российского среднего образования – ориентация на продолжение обучения. Подавляющая часть выпускников среднего образования не может выйти на рынок, поскольку не обладает никакой профессиональной подготовкой.
Важным отличием России от других стран в контексте рассматриваемого вопроса является очень низкий уровень участия взрослых в образовании, особенно неформальном (повышение квалификации). По этому показателю Россия занимает одно из последних мест среди стран, по которым имеются данные.
Организация обучения в России также имеет свои особенности. Во-первых, дети в нашей стране начинают учиться в школе позже, чем в большинстве стран, и учатся 11 лет в отличие от стран ОЭСР, где школьное образование начинается в 5–6 лет и продолжается минимум 12 лет. Во-вторых, академическая нагрузка и в часах в неделю, и особенно по количеству учебных недель в году в российской школе значительно ниже, чем в среднем в странах ОЭСР.
–В большинстве стран мира, в отличие от России, дети начинают обучение в школе в 5-6 лет и учатся 12 лет, в некоторых странах 13 и даже 14 лет. Показатели России обеспечены высоким уровнем участия населения в программах профессионального образования, что компенсирует низкую для такой страны, как Россия, продолжительность среднего образования.
– Академическая нагрузка российских школьников по количеству учебных часов в год существенно ниже, чем в других странах.
–В начальной школе российские школьники гораздо больше, чем их зарубежные сверстники, изучают родной язык и литературу и существенно меньше– иностранный язык и социальные науки. В основной школе в России гораздо больше, чем за рубежом, уделяется времени на изучение естественных наук, а второй иностранный язык и искусство, в отличие от мировой практики, практически не изучаются.
– В экономически развитых странах на одного преподавателя приходится меньше учеников, чем в менее богатых странах. Россия по этому показателю находится на уровне стран более бедных, чем наша страна.
–Средняя годовая заработная плата педагогов в развитых странах варьируется от 15,1 тыс. долл. в Латвии до 108,7 тыс. долл. в Люксембурге. Среднее значение по странам ОЭСР - 42,9 тыс. долл. Заработная плата учителей в России составляла в 2016 г. 23,3 тыс. долл.
Невысокий уровень расходов на образование в нашей стране соответствует уровню ее экономического развития. Средняя величина расходов на одного школьника по странам ОЭСР составляет 10 тыс. долл. в год на ученика. В России этот показатель ниже более чем в два раза (4,2 тыс. долл.). При этом результаты обучения при расходах на одного ученика свыше 10 тыс. долл. в год не зависят от величины этих расходов. Расходы на образование и в целом ресурсное обеспечение образования тесно связано с уровнем экономического развития стран. В частности, государство в экономически развитых странах берет на себя большую долю расходов на образование.
По уровню расходов на образование наша страна отвечает общей закономерности: относительно невысокому уровню экономического развития соответствуют и низкие расходы на образование.
Фото: Антон Пигарев