С начала 2020 года в Самарской области начал действовать закон о самозанятых, ФЗ No 422 от 27.11.2018 г. По мнению законодателей, он должен вывести из тени людей, занимающихся оказанием услуг, но нигде не зарегистрированных. Ранее данная категория людей должна была самостоятельно подавать налоговые декларации и уплачивать 13 % НДФЛ в бюджет государства. Многие, по незнанию или из принципиальной позиции, этого не делали. Поэтому было предложена специальная льготная ставка: 4 % в случае оказания услуг физлицам и 6 % – при работе с юрлицами. Конкретного реестра профессий, попадающих по налогообложение на профессиональный доход, законом не установлено. Есть ряд общих ограничений – это должно быть физическое лицо, не имеющее наемных работников и работодателей, ряд ограничений по услугам и верхняя планка дохода в размере 2,4 млн рублей в год. Под юрисдикцию закона попали и госслужащие, хотя, согласно п. 3.1 ст. 17 ФЗ No 79 от 27.07.2004 им запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц (поправка принята 16 декабря 2019 года). Редакция «ФедералПресс» поинтересовалась у Павла Туркова, юриста, председателя постоянной комиссии по контролю, общественной безопасности и соблюдению депутатской этики Думы Тольятти – является ли возможность получить статус самозанятого для госслужащего лазейкой для создания бизнеса?
«Согласно ФЗ No 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» госслужащий имеет право заниматься преподавательской, научной или творческой деятельностью. Статья 14 разрешает выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом обязательно уведомляют вышестоящее руководство, проходят антикоррупционную комиссию. Как правило, совмещают с госслужбой преподавание в тех или иных учебных заведениях, написание книг или научных монографий. Так что дополнительный доход уже есть.
Что касается закона No 422 о самозанятых, то согласно пп. 4 п. 2 ст. 6 объектом налогообложения для государственных и муниципальных служащих могут считаться доходы от сдачи в аренду (наем) жилых помещений. И вот здесь, по моему мнению, есть некая лазейка. В законе не указано, что госслужащий имеет право сдавать в аренду только собственное жилье. Таким образом, он может сдавать квартиру по доверенности, что не противоречит п. 5 ст. 4 ФЗ No 422 (под НПД не попадают лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров).
Таким образом, теоретически, государственный служащий, который, безусловно разбирается в делопроизводстве и юридической стороне вопроса, а также просто имеет большой опыт и знания в вопросах недвижимости, может сдавать в аренду или найм жилые помещения, которые ему не принадлежат. То есть, станет сам для себя таки риелторским агентством в одном лице. Таким образом, он может получать совершенно законно до 2,4 млн дополнительного дохода в год.
Данная тонкость вряд ли интересна для крупных мегаполисов, но вот в регионах может стать своеобразной лазейкой для получения сверх установленного законом дохода. Я не стану утверждать, что такая неточность сделана специально. Перед принятием федерального закона государственной думой РФ он обязательно проходит юридическую экспертизу и антикоррупционную комиссию. Но почему-то это уточнение специалисты сочли несущественным.
По моему мнению, для исключения возможности конфликта интересов между ФЗ No 422 и ФЗ No 79, в закон о самозанятых, в части, относящейся к государственным служащим, стоило бы сделать развернутое уточнение – какое именно жилье они могут сдавать при условии льготного налогообложения. Возможно, подготовим обращение в государственную думу с просьбой внести уточнения.
Я думаю, что принятый федеральный закон о НПД охватывает совершенно новую сферу, поэтому неизбежны «черные дыры». Скорее всего поправки будут вноситься по мере применения его на практике и выявления слабых мест».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова