Премьер-министр Михаил Мишустин представил накануне президенту Владимиру Путину обновленный состав правительства РФ. Часть прежних министров сохранила посты, появились и новые лица. Некоторые из них – экс-руководители федеральных надзорных ведомств и выпускники правительственной кузницы кадров – «Школы губернаторов» и конкурса «Лидеры России». Сам Мишустин – активный наставник последней. По каким принципам сформировано новое правительство, рассказал руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян:
«Случайными людьми новый кабмин не назовешь, они же не возникли из ниоткуда. Во-первых, президент и премьер выбирали из кадрового резерва, той самой «скамейки запасных», сформированной «Школой губернаторов» и «Лидерами России». Да, эти проекты были запущены в разное время, но они выполняют свою функцию. Об этом свидетельствует и факт, что четыре министра в новом правительстве имеют отношение к школе кадрового резерва. Это Антон Котяков, Михаил Мурашко, Максим Решетников и Игорь Краснов. Кадровые программы помогают держать в поле зрения некоторый объем людей с необходимыми компетенциями для решения тех или иных задач: полпредство, номинация на врио, министерские должности. Поэтому общая логика назначений – адекватность и подготовленность людей к решению текущих задач.
Во-вторых, полагаю, президент хотел обновить кадровый состав правительства, наступил период изменений. Об этом говорит и возраст новых назначенцев: он находится в пределах 40–50 лет. Кроме того, некоторые министры – новички на своих постах. Это не чиновники, выросшие из внутреннего профессионального резерва ведомства, а главы профильных надзорных агентств, либо, в случае нового генпрокурора Игоря Краснова, – из другого силового ведомства.
В-третьих, новое правительство – это новые подходы. Вряд ли президент думает, что смена премьера и министров все изменит в один момент, поэтому от правительства, скорее, ждут иных решений, ходов, которые, возможно, прежнему составу казались слишком радикальными. Логика президента, на мой взгляд,– возможность шире посмотреть на существующие проблемы.
Безусловно, президент обратил внимание, что Мишустин – активный наставник «Лидеров России». Но при назначении, скорее, учитывались не сколько эти навыки, а опыт выстраивания команды вне пределов его ведомства. Когда вы попадаете на «Лидеров России», то учитесь работать с людьми, с которыми вы никогда не сталкивались, в том числе и профессионально. Если ваше наставничество дает результат, значит, вы умеете справляться и с подбором людей для задач, которые ранее не входили в круг ваших профессиональных обязанностей.
При этом основная сегодняшняя задача – это усиление работы по нацпроектам. Это не сколько администрирование, а проектная работа, заключающаяся в умении сформировать команду на разных отрезках и поставить им задачи. Именно на это направлены кейсы и тренинги «Школы губернаторов» и «Лидеров России». Здесь и пригодится опыт Мишустина. У правительства нулевых годов были другие цели: навести бюджетную дисциплину, дисциплину в регионах, сформировать федеральные программы и посмотреть, как они работают. Правительство 20-х годов работает уже как крупный, сложный цифровой офис, решающий задачи нескольких уровней силами одних и тех же людей, при этом глобальные цели фактически остались прежними: экономический рост, повышение уровня доходов населения. Но теперь нацпроекты оцениваются не по средним показателям, а по качественным изменениям. Поэтому одно из первых решений нового правительства – уточнить приоритеты, статус исполнения, наличие ресурсов для реализации нацпроектов.
Новую команду отличает то, что она включает в себя большое количество практиков. Это связано и с фигурой самого премьера, который пришел из налоговой службы. Новые министры – выходцы из агентств и надзорных органов. Это люди, которые очень хорошо знают, как решать ежедневные оперативные проблемы и задачи, когда что-то пробуксовывает, у них высокая компетенция в части совершенствования работы и улучшения технологии. Это люди, которые очень много работают «на земле»: с регионами, административными звеньями, реализующими поручения и проекты. Они работают с конкретными вещами и знают, что такое KPI. Поэтому, например, для Министерства юстиции тот факт, что его возглавил профессиональный юрист, значим: возможно, он разрешит незавершенные проблемы.
В таком практическом подходе нет ничего нового для Антона Силуанова, потому что Минфин так и работает. Безусловно, Дмитрий Патрушев прекрасно знает сельское хозяйство, а Александр Новак разбирается в ТЭК и управлении промышленностью. Но вот в текущей работе блоков здравоохранения и образования были пропуски. Поэтому мы и видим такую логику назначений сейчас».
Фото:nalog.ru