Top.Mail.Ru
Общество
Пермский край
0

«Каждый город проходит непростой процесс притирки к новой системе оплаты поездок»

В Перми 1 февраля ввели тарифное меню
В Перми 1 февраля ввели тарифное меню

В Перми впервые с 2016 года изменили стоимость проезда в общественном транспорте с 20 до максимально возможных 26 рублей. Одновременно с этим внедрили тарифное меню с дифференцированной системой оплаты. Так, стоимость поездки при расчетах банковской или транспортной картой составляет 24 рубля, а различные льготные тарифы предусматривают дисконт до 40 процентов. Горожане по-разному приняли новинку, звучат как голоса в поддержку тарифного меню, так и критические замечания, в том числе достаточно резкие. Бурное обсуждение – обязательная составляющая начального этапа транспортных реформ, рассказал «ФедералПресс» директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов:

«Внедрение различных тарифных меню – привычный и, я бы сказал, обязательный этап любой реформы городского пассажирского транспорта общего пользования. То, что сейчас реализуется в Перми, – первый этап, на котором задаются векторы развития, выбор между системами кредитования и резервированием. Говоря другими словами, между оптовой покупкой и покупкой сертификата. Во многих городах, где прошла вторая, третья, четвертая итерация тарифного меню, предлагаются продукты обоих направлений: можно купить собственно поездки, а можно использовать карту как свой кошелек.

Поэтому я уверен, что пермское тарифное меню будет совершенствоваться и усложняться. В качестве примера посмотрите на тарифы и опции, предлагаемые операторами мобильной связи. В них сложно разобраться, но они дают возможность подобрать максимально подходящий тебе продукт. В Перми правильно начали с простого тарифного меню на первом этапе. Выделены льготные категории граждан и введены проездные документы, авансирующие поездки. В этом тарифном меню несложно разобраться, с него можно стартовать, стимулировать заинтересованность горожан в приобретении транспортных карт.

Транспортные карты – удобный инструмент, позволяющий заранее перечислять деньги поставщику услуги, получая взамен льготные предложения. Такие опции есть и в налоговом законодательстве, когда вы заранее авансируете налоговые платежи и получаете право на вычет. Оптовые закупки – еще один нормальный экономический инструмент, позволяющий дифференцировать стоимость продукта. Есть много других решений. Пермяки активно пользуются банковскими и финансовыми инструментами. Поэтому у них достаточно финансовой грамотности, чтобы завалить городской департамент транспорта лавиной предложений по совершенствованию тарифного меню.

Основная задача на первом этапе – выпустить и распространить необходимый объем карт. Пермь – город-миллионник. В день примерно 400 тысяч горожан совершают в среднем 800 тысяч поездок. Приблизительные расчеты показывают, что необходимо распространить примерно 270–280 тысяч карт. Когда транспортные карты будут у большинства потенциальных пассажиров, когда они освоятся с новой технологией оплаты и пополнения карт, вот тогда можно будет и усложнять тарифное меню за счет введения суточных или почасовых тарифов, перехода неиспользованных остатков из месяца в месяц, комбинировать тарифы по примеру мобильных операторов, которые предлагают потребителям самим решать, что им больше нужно – минуты или мегабайты.

Начальный этап внедрения нигде никогда не был спокойным, везде были крики и негатив. Что любопытно, недовольства выражается гораздо больше, если впоследствии по какой-то причине нужно менять систему или оператора, работающего с транспортными картами. В любом случае, каждый город проходит непростой процесс притирки к новой системе оплаты поездок. При этом в Перми ситуация сложнее, чем обычно, в силу многогранности транспортной реформы. Изменения маршрутов, отмена троллейбусов, переход на брутто-контракты с перевозчиками, введение новой стоимости поездки и тарифного меню – все это в других городах реализовывали последовательно, а не одновременно, как в Перми. На этом фоне решение на данном этапе вводить максимально простое тарифное меню – совершенно верное».

Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.