На днях президент одобрил предложение внести в Конституцию упоминание о детях как о важнейшем достоянии страны. Не все поняли, зачем это делается, ведь на первый взгляд ценность детей – нечто само собой разумеющееся. О том, почему пункты главного документа страны, которые касаются детей, особенно важны, «ФедералПресс» рассказала президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», член рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Елена Альшанская:
«На основе Конституции как принимаются другие федеральные законы, так и строится бюджетная политика. В ней закрепляются принципы, которые должны определять форматы реализации полномочий исполнительной и законодательной властями. Поэтому упоминание детей – это не просто красивые слова – то, что написано в Конституции, какими именно словами изложено, действительно важно.
Сегодня в Конституции говорится о том, что материнство и детство находятся под защитой государства, что у родителей есть равные права на воспитание детей, а дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Это все, что сегодня есть в главном документе страны о защите детства и семьи. Мне кажется, что с учетом важности проблемы этого недостаточно.
Безусловно, я поддерживаю саму мысль о том, что необходимо усилить роль защиты детей и поддержки семьи в Конституции, но изменила бы формулировки некоторых тезисов, которые прозвучали на встрече с президентом. Так, было сказано, что дети являются «достоянием» России, но этим словом обычно обозначаются культурные и имущественные ценности. Здесь, мне кажется, нужно использовать слово «ценность». Также говорилось о том, что государство заменяет родителей детям, оставшимся без попечения, то есть выполняет родительские обязанности. Но родителем может быть только другой человек, который проживает с ребенком, заботится о нем – государство такие функции взять на себя не может.
Ребенок должен воспитываться в семье, прежде всего – в кровной, если это невозможно – в приемной. Поэтому важно, чтобы государственное попечение в групповых и коллективных формах воспитания не воспринималось как забота, которая равноценна родительской. Что это совершенно разные вещи, думаю, ясно любому разумному человеку. Поэтому для нас важно, чтобы в такой формулировке эта статья в Конституцию не вошла. Я на встрече с президентом предложила свою формулировку, которая звучит так: «у каждого ребенка есть право на жизнь, здоровье и развитие, достоинство, право жить и воспитываться в семье; государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева