Коронавирус станет, наверное, главным событием 2020 года. А пока все ждут прекращения его распространения. С 28 марта в России – «длинные выходные», которые нужно провести дома, чтобы инфекция прекратила распространение. Президент Национального медицинского исследовательского центра сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева, президент Лиги здоровья нации, академик Лео Бокерия надеется, что инфекционный пик уже пройден.
«Карантин важно соблюдать, поскольку воздушно-капельная инфекция, которая характерна для вирусов, передается, как правило, при близких контактах. Если в помещении находится 1-2 человека, то возможная зона заражения будет уже не полметра, а больше из-за разной температуры, дыхания. Здоровый человек, который находится в изолированном помещении, естественно, заразить это помещение не может, он для себя в безопасности находится. Благодаря изоляции исключается контакт со случайными людьми, которые могут быть заражены в стадии, когда болезнь даже не проявилась. Все достаточно понятно, по-моему, взрослым и детям.
Люди старшего возраста, конечно, наиболее беззащитны перед коронавирусом. Дело в том, что основным и катастрофическим осложнением вирусной инфекции у них является пневмония, воспаление легких. У людей старшего возраста легкие, как правило, работают на пределе в том смысле, что человек не может бежать именно потому, что ему не хватает кислорода. И это накапливается годами. Поэтому, когда человек заболевает и возникает пневмония, резерв у организма становится минимальным.
Сейчас все думают, что спасти человека можно благодаря искусственной вентиляции легких (ИВЛ), ЭКМО (экстракорпоральная мембранная оксигенерация – прим. ред.) и так далее. К этому надо очень аккуратно относиться, потому что ИВЛ применяется как крайняя мера, когда у человека нет дыхания, то работает этот аппарат, который обеспечивает кислородом. Это уже момент, когда, я бы сказал, шансы на спасение – 50/50. ЭКМО имеет серьезные ограничения в том смысле, что вернуть человека на обычную вентиляцию после этого бывает крайне трудно.
Мы с этим встречаемся на практике, разумеется, но не по поводу вирусной инфекции, а когда, скажем, в сердце слабый миокард и он плохо прокачивает кровь, а операция делается по жизненным показаниям, пациент задерживается на искусственной вентиляции после операции. Совершенно очевидно, что у пожилого человека может возникнуть поражение легкого, которое возникает при искусственных процедурах.
Будем надеяться, что распространение инфекции, которое есть сегодня, – это и есть пик. Принимаются очень серьезные меры, народ к этому с очень хорошим пониманием относится. Это я могу сказать по нашим сотрудникам: не только по врачам, но и по медсестрам, санитаркам, обслуживающему персонал технического уровня – они все это хорошо понимают и дружелюбно относятся к новым требованиям. Притом, что все ходят на работу. При тех мерах, которые приняты, переживем эту страшную угрозу.
Стоит ли ограничить посещение церквей? Я думаю, что этот вопрос надо напрямую задать Его Святейшеству, как быть в этой ситуации, потому что мы законопослушные граждане, образованные и прекрасно понимаем, что нам как-то надо соблюдать принятые меры, одна из них – устранение массовых встреч людей. Я это могу сказать, как человек, крещеный еще в совсем раннем детстве, и глубоко православный. Конечно, любое скопление народа – это путь к дальнейшему развитию инфекции. Мне кажется, что наша Церковь должна учесть это и найти какое-то решение для этого».
Фото:unsplash.com
Пандемия коронавируса