«На мировом нефтяном рынке случилось беспрецедентное событие: котировки майского фьючерсного контракта на поставку техасской нефти WTI впервые в своей истории вышли на отрицательные значения. Такая ситуация является полнейшей аномалией, хотя имеет под собой ряд объяснений, – считает Тамара Сафонова, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС:
«В частности, премия за покупку нефти, которую выплачивает продавец, означает, что в мае на американском рынке закончатся свободные емкости для хранения сырья, что создает проблемы для фактического исполнения контрактов. Формированию отрицательной цены на сырье также содействует то, что рыночные механизмы в условиях пандемии COVID-19 элементарно не работают, учитывая, что 60% глобального спроса на нефтепродукты формирует транспорт. В настоящее время, по оценкам экспертов, потребности в бензине сократились на 50 %, а объемы перелетов рухнули на 80-90 %.
Текущий обвал цен на нефть WTI до отрицательных значений, вероятнее всего, будет локальным, принимая во внимание то, что со вторника на смену закончившемуся майскому контракту придет июньский: цены на него пока еще находятся в положительных значениях. Однако не следует забывать о том, что в ближайший месяц коренных изменений в балансе спроса и предложения, как и появления свободных емкостей для хранения сырья ожидать не стоит. Следовательно, до конца мая ситуация с отрицательными ценами на нефть вполне может повториться. Российская нефть зависит от стоимости эталонных сортов нефти Brent и Dubai, сейчас они торгуются в положительном значении. Стоимость «черного золота» будет формироваться исходя из формул, но базовые значения цен на эталонные сорта будут отражать фактическое положение дел в отрасли. Российский ТЭК остается заложником сложившей за долгие годы парадигмы, в соответствии с которой цену на нефть на мировом рынке диктует покупатель, а не продавец. В целом следует заключить, что отсутствие нормально работающих рыночных механизмов и появление подобных аномалий становятся очевидным признаком проблем текущей модели ценообразования на рынке нефти, основанной на нефтедолларе. Нельзя забывать и о том, что отрицательные цены на нефть могут спровоцировать цепную реакцию, которая приведет к краху всего долгового рынка и сложившихся моделей ценообразования».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова