Юрист и общественный деятель Александр Хаминский, много лет занимающийся урегулированием конфликтов между хозяйствующими субъектами и органами госвласти, назвал факторы, способные нанести значительно более глобальный ущерб предпринимательской деятельности, нежели связанные с распространением коронавируса, ограничительными мерами и системным кризисом экономики.
«Кризис нанес свой молниеносный удар по субъектам малого и среднего предпринимательства. Увы, но большинство их представителей вряд ли смогут возобновить свою деятельность по окончанию пандемии.
Да, государство оказывает поддержку. Но выборочно и, в основном, в отношении крупных и крупнейших налогоплательщиков, оставляя тех, кто не интересен с точки зрения обмена сиюминутной помощи на акции или другие активы, за бортом, в качестве «спасательного круга» предлагая лишь отсрочки по небольшим платежам. К концу эпидемии казна окажется совершенно пустой, ведь в первую очередь все принимаемые на государственном уровне меры поддержки ударят по резервам страны, и станет невозможно выполнять даже основные приоритетные функции: обеспечивать безопасность, правопорядок, содержать системы здравоохранения, образования, социального обеспечения и т.д.
Главный вопрос, который звучит сегодня повсеместно – от кухонь в регионах до самых высоких столичных кабинетов – «где взять денег?»
На 94% федеральный бюджет состоит из обеспечиваемых ФНС и ФТС поступлений. Налоговых платежей из них около 75-76%. Но если взглянуть на их структуру, окажется, что налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины приносят 63%, НДС – примерно 30%. Еще 3,3% – налог на прибыль, акцизы – 3,1%. Остальное на фоне общих объемов – копейки.
Отчитываясь об исполнении федерального бюджета за 2019 год Счетная палата РФ указала, что основными макроэкономическими показателями были курс доллара к рублю (в среднем 65 руб./$) и цена нефти Urals (в среднем также 65$ за баррель).
Что мы имели на конец марта 2020 года? – доллар по 75 руб. и Urals за $25. Все это указывает на то, что беспрецедентное падение цен и спроса на углеводороды уже сегодня привело к недополучению федеральным бюджетом катастрофически огромных сумм.
Зато стал очевиден и ответ на самый животрепещущий для страны вопрос: «выпадающие» доходы могут быть компенсированы исключительно за счет повышения собираемости по всем остальным статьям. Налоги, в частности, НДС, налог на прибыль, а также акцизы, – вот наша ведущая «резервная база» на ближайший обозримый период. Но как, если, казалось бы, Правительство РФ анонсировало определенные послабления в налоговой сфере? Не стоит обольщаться: это всего лишь временный мораторий на проведение некоторых видов проверок и отсрочка платежей по ряду налогов. При этом годовые планы по собираемости никто в меньшую сторону не корректировал и теперь уже точно не станет этого делать.
Налоговые органы благодаря Автоматизированным информационным системам (АИС) ФНС сегодня собирают и анализируют настолько огромные массивы информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, что после завершения действия моратория налогоплательщиков ждет просто шквал заранее заготовленных «предложений о добровольном уточнении налоговых обязательств». И сроки исполнения не более недели тоже станут нормой.
Затем последует волна «тематичек» – выездных налоговых проверок по отдельным видам налогов за определенный период. НДС и налог на прибыль, повторюсь, станут для государства ведущими бюджетообразующими статьями. На каждую такую проверку будет уходить не более 1,5 месяцев, еще до 4 – на все последующие процедуры и вынесение решения. Помимо недоимки и пени будут назначаться штрафы в размере 40% от сумм недополученных налогов и сборов. И уж поверьте моему опыту, рассматривать возражения вышестоящие органы станут без промедления, чтобы решения вступили в законную силу как можно скорее.
Что же до следственных органов, контрольно-методическим управлениям которых сейчас дано поручение разработать унифицированные алгоритмы рассмотрения материалов проверок и возбуждения уголовных дел по «налоговым» составам, вряд ли и с их стороны следует ожидать нерасторопности в ситуации, когда от эффективности проводимых ими мероприятий в прямом смысле зависит не просто благосостояние страны, а сама возможность продолжения работы госаппарата.
Из всего вышеизложенного следует единственный логичный вопрос: что делать предпринимателям?
Ответ – мобилизоваться. Самое главное, что я понял за 28 лет в налоговом, уголовном и административном праве, за 10 с лишним лет оказания методологической помощи правоохранительным и контрольно-надзорным органам в выявлении и пресечении преступлений в сфере экономики и финансов, налоговых и административных правонарушений, какой бы огромный объем работы ты ни проделал, когда бизнес уже «накрыло», она никогда не будет столь же эффективной, чем «заранее подстеленная соломка».
Предупрежден значит вооружен».
Фото:fas.gov.ru.