В годы стабильности многие бизнесмены, да и просто люди, имеющие средства, вложились в коммерческую и жилую недвижимость. Это всегда считалось хорошим способом инвестировать средства и одним из выгодных пассивных доходов. Но сейчас, в условиях экономического кризиса и самоизоляции из-за эпидемии коронавирусной инфекции, у арендодателей ситуация не менее сложная, чем в других отраслях бизнеса. В какие-то моменты отношения между арендаторами напоминают военные действия. Предпринимателям нечем платить за помещения, но и собственники недвижимости имеют ряд обязательств. Кто прав и что делать рассказала редакции «ФедералПресс» Татьяна Сырова, эксперт по недвижимости, руководитель «ВИП Компании»:
Я прекрасно понимаю и ту, и другую сторону. Обстановка крайне нервная, и всем приходится нелегко.
Да, многие коммерсанты сейчас оказались в непростой ситуации, деятельность фактически приостановлена [и это повсеместно, не только у тех, кто в списке пострадавших отраслей]. Бизнесмены несут убытки, денег нет. Одной из первых мер сокращения издержек, которая приходит в голову – отказ от арендной платы.
И вот предприниматели приходят, пишут письма арендодателям: «У меня форс-мажор, я не могу платить, дайте мне каникулы».
При этом у многих нет четкого понимания того, что обстоятельства форс-мажора не освобождают от выполнения обязательств. Форс-мажор освобождает от ответственности за их неисполнение (пени, штрафы и пр.).
То есть не будет такого: «У меня кризис, я ничего никому не должен». Все сейчас в кризисе, а законы никто не отменял.
Также, надо учитывать, что даже в сегодняшней ситуации пандемия не является форс-мажором по абсолютно всем договорам. Надо рассматривать каждый случай в отдельности.
Понятно, что обстановка сложная. Но с другой стороны, владельцам недвижимости тоже непросто.
«Очень здравая мера!» Предприниматель рассказал, как бизнес получает помощь от государства
Да, у них есть имущество, но есть и обязательства по нему и расходы, которые никто не отменял: налоги (причем существенные, особенно, для коммерческой недвижимости), обслуживание объекта, коммунальные услуги, содержание, страховка, кредиты.
Более того, как у арендаторов доход с продажи товаров, услуг, так и у арендодателя — доход с аренды. Поэтому, разговоры о том, что арендодатели «буржуи не дающие выжить арендаторам» излишни.
На самом деле, сейчас надо просто договариваться и думать не только о своей выгоде. Здесь необходимо найти компромисс. Если арендодатель заинтересован в сохранении долгосрочных отношений, а предприниматель не планирует закрываться, то выходом может стать, например, оплата фактически понесенных расходов. Это уменьшит арендную плату на разумный размер.
В нашей практике есть много примеров, когда арендаторы прислали письма, прося об арендных каникулах. Но в ходе переговоров мы нашли выход, устраивающий обе стороны.
В каждом случае решали индивидуально, и собственники пошли на многие уступки, но, слава Богу и арендаторы не занимались потребительским экстремизмом и тоже согласились на компенсацию фактических расходов по помещению.
Из рекомендаций: естественно, необходимо все изменения фиксировать документально, что позволит в дальнейшем избежать разногласий и судебных тяжб.
Важно помнить, что сейчас все находятся под давлением ситуации. Когда времена изменяться, люди придут в себя и многое могут переосмыслить.
Считаю, что сейчас сторонам необходимо общаться исходя из принципа предпринимательской справедливости, ставя во главу угла не ситуацию сегодня, а долгосрочные взаимовыгодные отношения, чтобы после пандемии не прийти к разрушенным отношениям и, как следствие, очередным бизнес-потерям.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева
Пандемия коронавируса