Многие россияне, начитавшись в чатах и соцсетях про отмену кредитов и выплаты в случае ввода режимов ЧС и ЧП просят об этом власти. О том, почему ужесточения режима не нужно, а также о том, какие уроки должен извлечь мир после пандемии рассказал Алексей Мартынов, директор Института новейших государств:
«Режим ЧС не вводится именно потому, чтобы совсем не останавливать жизнь страны, в том числе и потому, что люди останутся без работы, без денег и.т.д. На сегодняшний день с коронавирусом все более-менее ясно, в плане что это за вирус, как он себя ведет, как его лечить и.т.д. Во всяком случае, на примере тех стран, которые первые с этим столкнулись, сумели сделать быстро выводы и принять решения на опережение, что позволило развернуть серьезные медицинские мощности. В других регионах это процесс пока еще идёт. Может быть он идет не так быстро, как хотелось бы. Не во всех регионах есть соответствующие возможности, соответствующие компетенции у руководителей регионов. Я считаю, что там, где медицинские мощности достаточны, а все это не столько про вирус, столько про то, чтобы не захлебнулась система здравоохранения, там с соблюдением мер предосторожности возможно возвращение к нормальной жизни. Я вообще считаю, что вся эта история про пандемию коронавируса, это история про то, как не соответствуют реальным вызовам и запросам те подходы в организации здравоохранения, которые в подавляющем большинстве стран приняты. В том числе и ВОЗ. Такие лженаучные дисциплины, как экономика здравоохранения, это вещь не просто бессмысленная, но и опасная.
Я рассчитываю, что пандемия, которая перепугала больше половины мира, остановила мировую экономику, посадила в добровольную изоляцию больше половины земного шара — ее уроки будут заключаться в том, что нужно менять подходы к системе здравоохранения и очевидно, что эти подходы должны быть такими же, как подходы к обеспечению госбезопасности или обороноспособности. Где логика не бухгалтерская, а логика самодостаточности и серьезного запаса прочности. Плюс прогнозирование тех или иных угроз. Плюс готовность к любому, самому негативному сценарию, связанными с разнообразными пандемиями. Страх чиновников и политиков прямо проецируется на людей, и они воспринимают это как страх. Это не страх заболеть вирусом, а страх, что тебе не окажут необходимую медпомощь при необходимости, как мы видели в ряде европейских стран. Это еще спасибо, что в последние лет 10 по настоянию президента расходы на здравоохранение были доведены до 3% ВВП. Это не совсем то, что хотелось бы, но все-таки что-то. Что касается оборудования, койкомест, это случилось. А иначе у нас был бы такой же ад, как в США. Повторюсь, расходы на медицину должны быть, как на госбезопасность. И это не только койкоместа, оборудование, но и армия врачей, способных лечить людей. А подготовка качественного врача — это 8-10 лет. Я надеюсь, что уроки пандемии выучат во всем мире, а масштаб внимания государства к этим проблемам сохранится и в будущем»
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Пандемия коронавируса