Министр финансов Антон Силуанов в большом онлайн-интервью «Ведомостям» рассказал, почему меры господдержки так отличаются в России и разных странах. По словам чиновника, не стоит «разбрасывать миллиарды с вертолета» и соревноваться с Европой по общим суммам, потраченным на поддержку бизнеса. Главная задача – помочь предпринимателям сохранить свои рабочие места и занятость. А отмена налоговых платежей уже нежелательна для экономики страны, поэтому речь идет не об отмене, а только об отложенных выплатах, пусть и с рассрочкой на год. О том, можно ли действительно сравнивать помощь в России и странах Европы, и о том, получается ли спасти малый бизнес, – экспертное мнение директора Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова:
«Сравнивать механизмы поддержки бизнеса у нас и «у них» нельзя, так как у нас разные структуры экономики. В Европе малый и средний бизнес – это опора финансовой системы, поэтому деньги раздают малым предприятиям и просто самозанятым, а у нас основные налогоплательщики – это крупные госкорпорации вроде Газпрома, Ростеха и иже с ними. Еще есть средний бизнес – это торговые сети и примкнувшие к ним «фонбеты». Но в целом структура ясна: если ты миллиардный налогоплательщик – ты интересен, если ты мелкий «гаражник», то о тебе подумают в последнюю очередь.
Собственно, те меры для МСБ, что у нас предлагают, такие как кредит на зарплату, каникулы по налогам, – они позволят бизнесу протянуть два-три месяца, а потом неминуемо приведут к банкротству. Так что эти меры сравнивать никак нельзя. Что касается налоговых каникул на год, то тут главный вопрос – какие прогнозы по доходам? Восстановится ли рынок в объеме 2019 года к 2021 году? Ответ мне кажется очевидным – минимум для восстановления понадобится два-три года, а скорее – пять-шесть лет. А может, все затянется еще больше (в зависимости от цен на нефть, курса рубля и иных факторов). Тогда год каникул ничего не даст, отсрочит банкротство на год, но скорее на более ранний срок, так как не только налоги тянут МСБ на дно, но и оборотные средства, которых попросту нет».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Экономический кризис