В России хотят ужесточить меры по отношению к авиадебоширам. В частности экипажу воздушного судна и сотрудникам службы авиационной безопасности могут разрешить применять специальные средства сдерживания нарушителей. Соответствующие изменения в Воздушный Кодекс Госдума планирует рассмотреть на одном из пленарных заседаний весенней сессии. Насколько это реально на практике, и какие подводные камни могут носить эти изменения? Экспертным мнением с «ФедералПресс» поделился ведущий эксперт Института Экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко:
«Я считаю, что в этом нет никакого смысла. Я не знаю никакой ситуации, когда экипаж самолета не смогли бы справиться с авиадебоширом. В основном они сильно пьяны и примотать их скотчем не составит большого труда. С другой стороны будет гораздо хуже, если у экипажа будут спецсредства, которые могут попасть в руки потенциально опасных людей, которые более подготовлены, чем пьяные отдыхающие.
Экипаж воздушных судов это в основном молодые девочки и мальчики, которые не настолько физически подготовлены, чтобы противостоять преступникам. Я считаю, что нельзя давать специальные средства, которые не прошли психологическое тестирование, поскольку это может обернуться против как экипажа, так и пассажиров. В крупных авиакомпаниях на отдельных маршрутах есть специально-обученные люди – маршалы, которые могут и умеют применять спецсредства в случае возникновения угрозы. Это один момент, но согласитесь ерунда давать 20-летней девочки электрошокер и требовать от нее уметь им пользоваться.
Поймите, люди, которые доходят до дебоша, как правило, находятся глубоко в нетрезвом состоянии. Они передвигаться не могут уверенно, а что уж говорить о том, что они могут представлять угрозу для безопасности полетов. Максимум дебошир ударит бортпроводника в лицо, но гематома лечится льдом и еще можно получить помощь со стороны пассажиров, которые хотят долететь без приключений. На мой взгляд, оружие в салоне самолета – это зло. Причем с любой стороны спецсредства могут попасть в руки террористов, которые будут трезвые и подготовленные. Я считаю, что принимать подобные решения о применении специальных средств для сдерживания нарушителей в самолете – глупость и популизм. На деле нанимать специально обученного маршала, который будет контролировать ситуацию на борту, но это будет стоить очень дорого и не имеет реальный смысл. Проще посадить самолет на аэродром и передать правонарушителя в руки полиции, чем на каждый рейс сажать специально-обученного человека. Давать же оружие в руки не подготовленных людей – уму непостижимо. Представляете, к чему это может привести? Последствия могут быть очень неприятные, если абсолютно неконтролируемые».
Фото: ФедералПресс / Полина Петренко