В правительстве подготовили план восстановления экономики России и доходов граждан после пандемии. План планируется реализовать в три этапа до конца 2021 года. Из формулировок правительства следует, что оно готовится к полному снятию ограничений Роспотребнадзора только через год. Действительно ли ждать восстановления еще так долго? Представители разных отраслей по разному реагируют на планы правительства. Вот как это прокомментировала руководитель онлайн-школы иностранных языков Alfa School Нарина Багдасарян:
«Опыт дистанционного обучения, который получили и школьники, и учителя за эти месяцы, показал, что если нас ожидает вторая волна эпидемии или продлятся ограничения, следует серьезно задуматься о том, как выстроить учебный процесс. В России десятки и тысячи коммерческих образовательных платформ, которые с удовольствием поделятся своими наработками. Дистанционное образование подразумевает разработку методик, специфических средств и форм обучения, которые должны включать не только формат живого общения, но и хранение и передачу данных по защищенным каналам, систематизацию и анализ результатов обучения для подготовки выводов и рекомендаций. В случае повторения или продления карантина на неопределенное время обычные среднестатические школы впервые окажутся в ситуации, когда им придется конкурировать за учеников. Если раньше считалось, что школа в деревне должна быть, потому что иначе деревня вымрет, а проще всего отдать ребенка в ту школу, до которой ходить можно, не переходя транспортные магистрали, то теперь возникла почти полная аналогия с коммерческим онлайн-образованием. Учиться в престижном московском или питерском лицее или гимназии можно даже если ты живешь в маленьком селе в Приморье или Забайкалье. Лишь бы интернет был помощнее и знания были соответствующие. Школьники потянутся к школам, лицеям, гимназиям, которые смогут более качественно организовать обучение, а не к тем, которые ближе к месту жительства.
Да, произойдет серьезный перекос нагрузок – в провинциальных школах в классах останется по 5-10 человек, а в тех общеобразовательных учреждениях, которые будут пользоваться спросом, - в классе будет больше стандартных 30-40 учеников. Для преподавателей же эта ситуация, в отличие от учеников, может сложиться не в лучшую сторону. С того момента, как учителя физики или химии можно будет взять из региона, за оплату в 2 раза меньше столичной, при равной квалификации, столичная прописка и место проживание перестанут быть дополнительными плюсами при приеме на работу. Но, правда, этот пункт имеет право на жизнь при условии, если на законодательном уровне можно будет учиться не по месту жительства/регистрации, а по выбору. Прежде всего карантин показал, что судьба обучения школьника или студента прежде всего в его собственных руках, при скромной (или не очень) помощи родителей. Ни государство в целом как система, ни преподаватели оказались беспомощными перед этими вызовами. Многие родители были вынуждены посмотреть в глаза реальной ситуации: учиться сложно, школа это не место, куда можно отправить ребенка и забыть о его существовании, пусть его учат и воспитывают, а образование просто как итоговая бумага после 9 или 11 лет не имеет абсолютной ценности, и может быть применимо только в комплекте со знаниями. Учиться просто как способ времяпрепровождения больше не имеет смысла – слишком сложно и хлопотно. Значит изменения будут с обеих сторон – и образовательные учреждения выживут только самые стойкие и эффективные, и обучение продолжат только те, кому это реально нужно. Такие вот выводы о новой реальности, которая, возможно, нас ждет»…
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин